<<   Адоньева С. Б.   Ритуал, он же – обряд. Разговор об определениях // Персонал-Микс. 2007. Вып.6.

С пониманием того, что такое ритуал (обряд), в общественном сознании россиян дело обстоит неважно. Народная энциклопедия рунета (Википедия) лаконично сообщает: «ритуал – то же, что обряд». А обряд — «религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы».

Итак, по народному википедическому определению обряд - это действо «верующих», обряды используются религиями, и цель этого использования - закрепление «веры во всемогущие силы». Писавший это явно был воспитан на тезисе о религии - опиуме для народа. Но не только в этом дело. Слово обряд здесь связано с представлением о коллективных отношениях с метафизическим. Назван только одни конкретный социальный институт – религия, в рамках которого осуществляются обряды. Исполнение обрядов приписано лишь особой группе людей – верующим. Но если даже очень несведущему человеку предложить определить, что такое свадьба или похороны, он, несомненно, скажет, что это – обряды. При этом верующих, а также религию, а также «всемогущие силы», к которым обращен обряд, мы в этих обрядах можем и не усмотреть.

Более адекватны определения ритуала в других – специальных – словарях. Эмоционально-беллетристический вариант предлагает энциклопедия «Знаки, символы, эмблемы»:

Ритуал - стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины.

Лаконичный вариант определения по энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Именно на это – позапрошлого века, определение – ориентировано определение современной русской википедии:

Ритуал, лат. ritualis, порядок церковных обрядов, совершаемых при разных требах и богослужении.

Высоконаучный и довольно туманный по смыслу вариант описания ритуала предлагает социологическая энциклопедия:

Ритуал (лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Ритуал трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р." - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности.

Ученые в определении ритуала обычно связывали какие-либо два параметра, характеризующих это сложное социальное действие. По определению Виктора Тэрнера ритуал - «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей». (Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983. С. 32). Тэрнер подчеркивал коммуникативную природу ритуала. Есть священные адресаты и есть заинтересованные исполнители ритуала – отправители сообщения, задача исполнителей – понудить (испросить, заставить, умилостивить, убедить) некую сакральную силу совершить нужное коллективу действие: подать удачу в охоте, забрать болезнь и прочее. Тэрнер перечислил также формальные составляющие ритуала, которые образуют его структуру.

По очень краткому определению Клиффорда Гирца ритуал - «сакрализованное поведение» (Geertz, C. The Interpretation of Cultures . NY . 1973. Р. 112). В фокусе его внимания было переживание священного, связанное с определенным образом оформленным поведением.

На фоне объемных и несколько путаных энциклопедических определений, а также слишком кратких – рабочих – определений антропологов, ритуал в определении англоязычной Википедии описан очень полно и ясно. Это позволяет предположить, что англоязычные «народные массы» в большей степени искушены в этом вопросе, нежели отечественные. Я позволю себе пересказать эту словарную статью близко к тексту (перевод мой) и дам пояснения предложенным формулировкам:

Ритуал это набор действий, как правило, предполагающий символическую ценность, исполнение его обычно предписано религией или традициями общества.

Иными словами, это не обязательно религиозное действо: современное украшение елки на Новый Год совершается по традиции, а не в соответствии с неким религиозным требованием. Ничего религиозного нет и в праздновании золотых, серебряных и прочих свадеб, но, тем не менее, это тоже ритуалы.

Ритуал может совершаться через регулярные интервалы, по специальным случаям или по особому решению индивидов или групп.

Эту особенность ритуала мы рассмотрим подробно ниже, поскольку она связана с его функциями.

Он может быть проведен одним человеком, группой или всем сообществом. Он может проводиться в произвольном месте или в местах, специально для него организованных, он может быть публичным, приватным или совершаться с привлечением особых лиц. Ритуал может ограничиваться пределами определенной группы сообщества, и может обеспечивать возможность перехода между религиозными и социальными группами.

Формы ритуала прямо связаны с набором участников, местом и способом его организации. Те или иные ритуалы могут предполагать или напротив запрещать присутствие зрителей.

Цели ритуалов различны, они включают выражения согласия с религиозными установлениями и идеалами, удовлетворение духовных и эмоциональных потребностей участников, упрочнение социальных границ, демонстрацию уважения или подчинения, подтверждение принятия кого-либо в члены группы, достижение общественного согласия или утверждение легитимности какого-то события или, иногда, просто для получения удовольствия от ритуала как такового.

Приведенный ряд практически исчерпывающе описывает цели ритуалов. Выходя на Первомайскую демонстрацию, советские люди «демонстрировали» свою приверженность государственным идеалам, празднуя открытие новой дороги, моста, завода или спуск на воду нового корабля – утверждали легитимность созданного коллективными усилиями объекта, вставая при входе старших, начальников или женщин демонстрировали подчинение или уважение.

Следующий тезис очень важен, так как в нем утверждается универсальное качество ритуала – он присущ любым сообществам, не только религиозным и не только архаическим. Собственно, он – инструмент созидания и удержания (упрочения, консолидации, организации) обществ и групп во времени.

Ритуал – характерная черта всех человеческих обществ, как исторических, так и современных. Они предполагают не только поклонение святыням в развитых религиозных культах, но также обряды перехода, коронации, президентские инаугурации, свадьбы и похороны, обычай школьных посвящений, клубные встречи, празднования Хэллуина, ветеранские парады, рождественские распродажи и многое другое.

Главной чертой ритуала является то, что его действия и смыслы не выбираются участниками свободно, не диктуются логикой или необходимостью, но, либо предписаны и возложены на исполнителей каким-то внешним источником, либо унаследованы ими бессознательно из культурной традиции».

Это развернутое описание мне представляется лучшим. В частности, в нем утверждается то, что очень важно понимать, а именно - что ритуал невозможно придумать. Точнее, его может «придумывать» только тот или те, которые наделены властью, позволяющей вменить человеку или группе исполнение ритуала. Но даже в этом случае, в случае насилия, морального или физического, от участников ритуала требуется «добровольная часть». Исполнитель ритуала вкладывает в коллективный акт свое чувство. Так, например, это происходило в обществах победивших диктатур, которые в первую очередь активно созидали «новые ритуалы». В самом ритуале должно было быть нечто «старое», знакомое, - то, что позволяло его исполнителям чувствовать и переживать его смысл. Сожжения буржуйских чучел в 20-е годы ХХ века повторяло ритуал проводов масленицы, Первомайское шествие – ритуалы майских шествий по полям и т.д. и т.п. Использование традиционной формы ритуала, например, в случае сожжения чучела мировой буржуазии подобно сожжению чучела масленицы, подсоединяло к этому идеологическому акту универсальный эмоциональный смысл. Происходило проецирование негативного в себе на внешний предмет – «негожие» вещи, создание из этих вещей единого для коллектива и совместно сооружаемого символического объекта, придание ему статуса старого (чучело Масленицы одевали в одежду старой женщины), и коллективное его уничтожение: очищение общего коллективного тела от «негожего».

Но вернемся к определениям. По общему мнению, ритуал - это определенный набор и порядок действий, совершаемых человеком или группой и при этом имеющих для исполнителей определенный смысл. Специфика ритуала состоит в том, что он одновременно выполняет две функции. Он апеллирует к определенному сюжету, имевшему место в прошлом, которое, когда он воспроизводится в ритуале, получает статус священного и, вместе с тем, ритуал является социальной акцией, осуществляемой здесь и сейчас (см. Топоров В.Н. О ритуале // Ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., ). А, следовательно, посредством его совершается что-то жизненно важное для его настоящих участников. Так, например статус священного получает Великая Отечественная Война в ситуации ежегодного празднования Дня Победы, мистическим адресатом праздника служат павшие. Сюжет, к которому апеллирует торжество: «наши отцы пожертвовали своей жизнью за будущее родины и следующих поколений». Социальный смысл акции состоит в признании этого коллективного самопожертвования в ситуации войны основанием для консолидации, единства тех, кто совершают этот ритуал. Участники ритуала – посещая могилы неизвестного солдата, возлагая венки и совершая прочие символические акты – демонстрируют свою вовлеченность, а также – это очень важно, так как позволяет нам понять важнейшую эмоциональную составляющую ритуалов тех сообществ, к которым мы не принадлежим - переживают себя в этом акте как часть общего коллективного тела. Испытывают мощное коллективное переживание.

Как писал Э.Гидденс, структура социальной системы заключается в регулярно воспроизводимых в пространстве и времени практиках. От всех прочих регулярных практик – работы, уборки дома, совершения покупок, образования, регулярных отпусков и прочего ритуалы отличаются тем, что в них отсутствует очевидный практический смысл. И вместе с тем, они для исполнителей ритуала, имеют особую значимость. Их значимость состоит в продлении жизни социальной группы как таковой.

Существование социального тела во времени определяется переживанием трех ситуаций. Можно условно определить их так:

ситуация нормы или стабильности,
ситуация смены состояния, статуса или деятельности,
и ситуация конфликта.

Соответственно, ритуалы бывают трех типов. Первый тип ритуала существует в ситуации нормального течения дел. Главным фактором, который определяет необходимость его воспроизведения коллективом, является время. Время идет, в соответствие со вторым законом термодинамики энтропия (неопределенность) в системе – которой в данном случае является группа - возрастает. Человеческие отношения и смыслы, которые заложены в основу группы – родство, духовное или идеологическое единство, верность общим идеалам и святыням, профессиональному или сыновнему долгу, этническое единство - должны быть регулярно артикулированы в некоем совместном действии. Такой ритуал в социальных системах «работает» как особое интегрирующие действие, ритуал – проявление отдельными элементами в особых случаях качества системы, когерентность.

В открытых системах, далеких от равновесия, возникают эффекты согласования, когда элементы системы коррелируют свое поведение на макроскопических расстояниях через макроскопические интервалы времени. Такое кооперативное, согласованное поведение характерно для систем различных типов: молекул, клеток, нейронов, отдельных особей и т.д.

В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват корреляциями и взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, даже протекающих в отдаленных областях и, казалось бы, не связанных друг с другом. Сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.

В ряде случаев элементы системы начинают действовать в неравновесных условиях согласованно, обнаруживая свойства, не присущие отдельной частице. Эти общие свойства получили название когерентных или кооперативных свойств. < Открытые системы и саморегуляция // http://articles.excelion.ru/science/fizika/44690390.phpl >

Итак, ритуальное действие – системно. В нем каждый его участник обнаруживает в себе когерентные качества. Участие в таком действии есть акт демонстрации принадлежности группе, о какой бы группе ни шла речь – о нации, семье, организации, университете, ведомстве, об обществе спелеологов или политической партии. В исполнении таких ритуалов нуждается любая группа, это условие ее целостности.

«Календарные» ритуалы – праздники и иные массовые действа, носящие регулярный характер и предполагающие осуществление людьми одних и тех же одновременных действий, совершаемых в одной или разных точках пространства, обладают природой кооперативных или когерентных свойств системы.

Посредством семейных праздников – дней рождений, именин, дней памяти (годовщин смерти) мы создаем и воспроизводим себя как семью (род). Это достигается за счет универсальных символических актов: застолий, гостьбы, даров. Мы каждый раз заново утверждаем наше семейное единство. Собственно, семейные праздники - это способ осознания и презентации семьи как группы, способ подновления и укрепления межличностных отношений в группе.

Посредством «корпоративных вечеринок» мы подтверждаем свое единство как профессиональный коллектив. Съезды партий, регулярные пятничные банные собрания бывших одноклассников, встречи однополчан, проводы масленицы в русской деревне, Первомай и День Победы, - все это календарные ритуалы. Они существуют в стабильных человеческих отношениях и направлены на поддержание и упрочение группы, а также на артикуляцию чувств и смыслов, которые разделяют все члены группы. (Примеры советской новогодней традиции и истории первомайских праздников см.: Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени. СПб., 2001, Адоньева С.Б. Первомай: ритуал и перформанс // Морфология праздника./ Сб. ст. СПб., 2005)

Фиксация календарных (регулярных) ритуалов позволяет понять, какие ценности в действительности заложены в основание сообщества. Часто такой анализ вскрывает противоречие между ценностями, декларируемыми в обществе и ценностями, реализуемыми на деле в социальных актах. Этот прием работает как в отношении малых групп, например – организаций, так и в отношении больших – например – народностей, этносов, государств. В рамках государств ритуальная календарная практика всегда содержит как ритуалы, вмененные и поддерживаемые властью, так и ритуалы спонтанные. Последние, являясь несанкционированной коллективной символической практикой, могут одобряться, игнорироваться или запрещаться властью. Проиллюстритую этот тезис примерами: Запрещаемым коллективным действом было хождение к действующим храмам в пасхальную ночь – в советские времена. К игнорируемым светской властью и церковью ритуалам можно отнести современную традицию массовых кладбищенских поминовений на Троицу. К поощряемым властью – мужские и женские календарные праздники (8 марта и 23 февраля).

Второй тип ритуалов связан с ситуациями, когда сообщество должно или хочет санкционировать, принять или ратифицировать какую-то перемену в жизни одного или нескольких своих членов. Такие ритуалы в начале ХХ века были названы Арнольдом Ван Геннепом переходными. Это определение, выведенное на материале описаний преимущественно традиционных сообществ, позже было распространено на практику жизни обществ нового и новейшего времени. К переходным ритуалам относятся свадьбы и похороны, ритуалы посвящения (в вожди, шаманы, в священный сан, в президенты и пр.), ритуалы принятия в общество (в пионеры, в воинское звание, в секту, посвящение в студенты и пр.). Важным является то обстоятельство, что переходные обряды осуществляются в специальных случаях. Это происходит, когда у одного или нескольких членов группы назрели какие-то перемены и эти перемены нуждаются в публичной презентации и ратификации. Инициатором переходных ритуалов может быть и само сообщество, или власть, и тогда такие ритуалы носят принудительный характер для неофитов. Таковы посвятительные ритуалы новобранцев, таковыми были манипуляции, которым подвергались советские женщины в родильных домах.

Но инициатором переходного ритуала может быть и тот, кто его переживает. Так, осиротевшие ждут на поминки родных и близких, так брачующиеся желают публичного события: чтобы «все» узнали, что они теперь муж и жена. Так октябренок стремился стать пионером, пройти ритуал «торжественного посвящения в пионеры», поскольку это знак взрослости.

Третий тип ритуалов получил название окказиональных ритуалов или ритуалов бедствия . Происходит какое-то негативное для человека или группы событие: индивидуальное (болезнь, преследующие неудачи), или коллективное (война, эпидемия). В рамках позитивистской идеологии такое событие толкуется как следствие неких объективных причин. В рамках идеологии магической оно толкуется как внешнее магическое воздействие, а в рамках идеологии религиозной – как посещение Бога – наказание или обучение.

При любом толковании ритуалы бедствия появляются тогда, когда несчастье осмысляется как следствие случившегося межличностного или социального конфликта, то есть, когда причина бедствия связывается с нарушением в социальном порядке. Коллективная беда может быть осмыслена как следствие внутреннего конфликта, тогда ритуалы бедствия нацелены на установление новой связи со священным – построение обетных храмов, приношение общего покаяния. Система открывается трансцендентному, что для социальных (духовных) систем и является средой. Так неверующий человек в несчастье обращается к Богу, и метанойя, достигаемая в акте покаяние обеспечивает восстановление связи

Если же причина спроецирована вовне, то есть – она все равно понята как конфликт, но конфликт внешний: беда - следствие магии завистников, всемирного заговора жидов, происков международных террористов, включаются иные ритуальные стратегии. Тогда привлекается посредник (ритуальный специалист, медиатор, «свой человек во власти», «силовое ведомство» или шаман). Посредством особых магических тактик медиатор преобразует результат негативного воздействия: перенаправляет его на источник - зачинщика (повернув вспять), или превращает этот результат в преимущество, в бонус. Ритуалы бедствия по сути дела стратегии выхода из межличностных или групповых конфликтов, они – способ восстановления устойчивости системы.

Теме ритуала в обществе и культуре, его смыслу, структуре и функции посвящено огромное число исследований, как теоретического, так и описательного характера. Предлагаемое здесь понимание ритуала имело целью представить это явление так, чтобы использование этого знания могло иметь прикладной характер. В частности, я в самых общих чертах описала те схемы, которые могут пригодиться для описания жизни и – добавлю, болезней и смерти - современных сообществ.