Открытый музей биографий

С 18 октября по 18 ноября 2002 года в стенах филологического факультета СПбГУ проходила выставка «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век», организованная АНО «Пропповский центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». На выставке были представлены материалы, собранные в результате реализации проекта «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век» (рук. И. С. Веселова), поддержанного программой «Культура» ИОО (Фонд Сороса, Россия). Основным мероприятием проекта был конкурс «Музея биографий», проведенный в Белозерском и Вашкинском районах Вологодской области в феврале – марте 2002 г. Организаторы проекта (в Белозерском и Вашкинском районах им руководили зам. главы администрации Белозерского р-на по социальным вопросам Т. А. Головкина и директор Липиноборского историко-краеведческого музея Г. А. Аксенов) обратились через районные газеты «Волна» и «Новый путь» к жителям этих районов с просьбой прислать на конкурс биографии, рассказы о себе, своих родственниках и знакомых, личные документы. Конкурс продолжался 3 месяца. На него было прислано около 500 единиц хранения, причем не только рукописных биографий и очерков, но и фотографий, образцов рукоделия. Все документы сданы на постоянное хранение в историко-краеведческий музей пгт Липин Бор и краеведческую комнату районной библиотеки г. Белозерска. Неоценимую помощь в реализации наших замыслов оказали нам сотрудники историко-краеведческого музея пгт Липин Бор, деревенские и городские библиотекари Белозерского района, сотрудники газет и местного телевидения. Одним из наблюдений в процессе проведения конкурса было то, что люди гораздо «скромнее» и официальнее описывают свою жизнь, чем можно было бы предположить, зная их в личных беседах. Поэтому многие материалы были «добыты» в результате «глубинного интервьюирования» сотрудниками Пропповского центра жителей районов. Еще одна часть материалов, сформированная в отдельный Газетный архив, представляет собой опубликованные за последние десять лет в местных газетах «очерки о людях».

Самыми ценными «открытиями» проекта можно считать «литературный» любовный дневник А. Беспалова, публикация которого вполне может стать событием в литературе non-fiction, и материалы по местному краеведению, представленные А. А. Громовым, пенсионером из д. Ануфриево Белозерского р-на, бывшим зав. клубом и «народным целителем» (карты угодий, биографии земляков-фронтовиков, данные по численности населения окрестных деревень до коллективизации, войны и в настоящее время, видеокассеты с зарисовками природы, семейным альбомом и пр.). Все участники конкурса были награждены памятными кружками, а авторы десяти самых интересных материалов получили ценные призы.

По материалам этого конкурса была создана передвижная выставка «Музея биографий», которая работала в течение лета в г. Белозерске и пгт Липин Бор. В создании выставки принимали участие сотрудники Пропповского центра - С. Б. Адоньева, И. С. Веселова, Н. М. Герасимова, И. В. Людевиг, О. А. Кадикина, А. А. Кучумова, М. В. Пономарева.

Цифровые копии материалов конкурса (рукописи, фотографии, почетные грамоты, кадры видеофильмов) были представлены на тематических стендах. Каждая тема была развернута в вербальный ряд (странички из рукописей, тексты), визуальный (коллажи из фотографий, видеоматериалов, документов) и материальный (рукоделия А. А. Усачевой, Плешкова). Выставка пахла «Красной Москвой» и озвучивалась специально подобранным музыкальным треком из советских песен 20 – 80 гг., «мелодий и ритмов зарубежной эстрады», фольклорных аудиозаписей из архива Пропповского центра.

Тема «Язык чувств» образовалась в результате чтения девичьих и юношеских дневников. Эти рукописи от 1-го лица представляют процесс освоения чувственной риторики и сценариев чувствования в иных жанровых формах, чем фольклорные альбомы. Тем не менее в личных документах обнаруживается «странная» стереотипия говорения об интимном, проговариваемая заданность взаимоотношений и поразительное несовпадение тем девичьих и юношеских внутренних монологов. Тексты проиллюстрированы рисунками из дневников и альбомов,

Тема «Любовь до гроба» наоборот представляет фрагменты интервью и воспоминаний пожилых людей. В них люди делятся опытом пережитого чувства и супружества. Это чувство хранится в старых письмах и реликвиях, спрятано в совместных переживаниях трудностей, замещается терпением и заботой в рассказах о супружестве. Короче говоря, диапазон опыта чувства шире представлений о нем. Для этой темы был сделан коллаж из фотографий супружеских пар – непременного атрибута провинциального интерьера – и тех же фотографий, воспроизведенных на парных кладбищенских памятниках.

«Скудость-достаток» является доминантной темой провинциального биографического дискурса. Личные успехи и неудачи часто представляются как описание состояния сытости или, наоборот, голода, благополучия или крайней нужды. Жизненная динамика есть постоянное движение в этой амплитуде. Запоминающимися событиями становятся события приобретения или утраты вещей или пищи. Так устойчивым сюжетом мужских воспоминаний является рассказ «о первых штанах» (из мешковины, маминой шали, теткиной юбки). Победы на фронте в тех же воспоминаниях связываются с трофеями. Похвала «дому – полной чаше» - обязательный мотив современных очерков «о людях села».

«Отдел кадров» объединил автобиографии, написанные по шаблону отдела кадров. Большое число людей «советской закалки» могут рассказать о себе только таким образом. Торжество плана факта (истории) над личным планом в подобных текстах абсолютно. Однако наличие минимального контекста часто превращает «пустые» документы в лаконичные свидетельства трагедии и мужества. Для иллюстрации текстов этой темы были созданы ряды из «фото на документы».

В главе «Случаи» собраны смешные, страшные, грустные истории мемуаристов, не лишенных литературного дара – А. И. Шилова, Г. Плахотнюк, С. В. Александрова, В. А. Трофимова.

«Опыт риторики» представлен такими речевыми жанрами как наставления потомкам, авторские credo , пословицы, библейские изречения, жизненные максимы. Тексты дополняла Риторическая фигура – чучело, созданное из газет и обклеенное заголовками из провинциальной прессы, сохраняющими «поэтику названий» предшествующей эпохи и начисто лишенным «желтой» экспрессии центральных изданий.

Рукописные материалы, фотографии и видеозаписи были сформированы в электронный архив «Музея биографий».