<<   Цветкова А. Ю.  "Званые-незваные", "жданные-нежданные" гости

Меня повеселите последний вечерок,
Ох сегодня вечерочком хотели гости быть.
Сегодня вечерочком хотели гости быть,
Все званые-незваные хотели побывать.

Из песни «Солнышко блистало во вешний день весной…» (про Дуняшу)[1]

             

Летом 2007 года фольклорная экспедиция СПбГУ ездила в Мезенский район Архангельской области. За три недели успели побывать в разных деревнях. Я стала замечать, что бабушки часто очень настойчиво отказывались от чая и конфет, которые мы им подносили в качестве гостинца. Говорят, что мы «дорожные люди» и, дескать, им нас не обирать (глагол неточный, но смысл тот). Но, несмотря на то, что видели нас в первый раз, - кормили, поили и часто оставляли ночевать, нередко благословляли, желали здоровья и «разума». Однажды Екатерина Яковлевна Кожевникова провожала нас до часовни. У ручья она осталась, а мы пошли дальше. По прошествии пятнадцати минут, когда мы покинули часовню и взяли не то направление в лес, то услышали голос. Это наша заботливая бабушка кричала, какую тропку правильно выбрать. Вот как нас принимали в Архангельском крае.

 

Историческая справка

У С. С. Срезневского в «Словаре древнерусского языка» приводятся строки из «Поучения Владимира Мономаха»: «И боле же чтите гость ѿткуду же к ва придеть. или прость. или добръ. или солъ. аще не можете даромъ. брашно и питиемь. ти бо мимоходѧчи прославѧть человѣка по всѣ землѧ»[2]. Нам важно знать, что Владимир Мономах относился к гостям с таким же пиететом, как и наши знакомые бабушки.

В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера читаем, что «гость» происходит от древнерусского «гость», что означает «гость, чужестранец, приезжий купец». Родственное в латинском «hostis» - «чужеземец, враг», в греческом аналогичные лексемы означают «чужой, гость», в коринфском и албанском – «чужой»[3].

Э. Бенвенист отмечает, что сема «враждебности» - это позднее преобразование. В первоначальном употреблении  “hostis” означает «… чужестранец, который наделяется теми же правами, что и римские граждане», «… между данным иностранцем и римским гражданином устанавливается отношение равенства и взаимных обязанностей, а это предполагает точно определённое понятие гостеприимства»[4]. Тот же смысл изначально присутствует и в греческом xenos, указывающего на отношения взаимных обязательств, которые распространяются и на потомство.

Похожие замечания находим и в книге Байбурина А. К., Топорков А. Л. «У истоков этикета»: «Гость…как бы вступает во временное родство с хозяином дома, и даже…со всем его родом»[5]. Косвенное подтверждение тому – пример из экспедиционной практики. Когда один год вместе с университетской командой ездила американская исследовательница Лора, жители деревни спорили за право принять у себя почётного гостя. В действие вступал описанный механизм кумовства. Принять гостя – означало автоматическое сближение с ним.

У В. Даля гость – это «посетитель, человек, пришедший по зову или незваный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы»[6]. Естественно, что навещают обычно знакомые. Отсюда вывод – лексема «гость» заключает три базовых понятия:  

  • чужестранец,
  • человек, связанный взаимными обязательствами с хозяином дома,
  • и враг.

Бенвенист говорит, что «чужестранец с добрыми намерениями - гость», а «чужестранец с недобрыми намерениями - враг»[7]. Видимо, кроме «добрых намерений» есть ещё какие-то неписанные правила для гостя. Об этом очень мало материала, и он весь носит характер наблюдений и нигде не фиксирован.

   

Следы древнего потлача

В статье «Очерк о даре» М. Мосс пишет о культуре традиционного приглашения и одаривания гостей (поводом может служить праздник, семейное торжество или обратное отдаривание когда-то принятого дара) в системе, где каждый связан с каждым дружбой или родством.

В записанных нами материалах есть сведения  том, что приглашают гостей на свадьбу, на похороны, на поминки, на отвальное, на праздники деревни.

  1. Свадьба

В «Сборнике народных юридических обычаев архангельской губернии» находим статью «Право семейственное»: «На свадьбы созываются въ жениховъ домъ рѣшительно вся родня…». И далее перечисление: «татушки, матушки, дядюшки, дљдины (жены дядей), тетушки, сестриницы (двоюродные сестры), крестовые брателки и сеструшки (имеющие однихъ восприемниковъ), снохи, тесити, тещи. Зятелки, шуряки или шурины, невѣстки; свояки (женатые на родныхъ сестрахъ), свояченицы, золовки, кумы, кумушки, хресные (крестные отцы), божатки (крестные матери) и пр.»[8]. М. Мосс пишет по поводу культуры гостеприимства и угощения у североамериканских индейцев, что «надо приглашать всех, кто может и очень хочет прийти…»[9]. Когда мы спрашивали информантов, кого звали на свадьбу, они отвечали, что всю деревню, конечно, не созывали: «Дак кругом всё родники, близкие. Родня своя».

(Мез1-1, 07-07-17, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник, д., Свадебный обряд, Ружникова Валентина Савриловна (1932, Березник, д.), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-075_Arch-Mez_07-07-17_RuzhnikovaVS_1.wav).

На вопрос, кто такие «родня», сообщили: «Мать да сёстры у меня были <отца у информантки не было>, брат да всяки <нрзб.> да сестринницы…». И добавили про крёстного и божатку (см. Приложение II, 1).

(Мез1-4, 07-07-13, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Погорелец, д., Свадебный обряд, Кубышкина Электра Степановна (1935, Погорелец, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-072_Arch-Mez_07-07-13_KubyshkinaES_1.wav).

У Шарыгиной Людмилы Фёдоровны на свадьбе были соседи, потому что свадьбу гуляли в их доме.

    На свадьбе есть люди, которые приходят просто постоять на повети посмотреть на торжество. Это неприглашённые, которых не впускают в избу, потому что и так народу очень много (70-80 человек).

(20-07-07, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское, с., Свадебный обряд, Лочехина Мария Михайловна (Заозерье, д., 1921), Соседка Марии Михайловны (Дорогорское, с., 192?),Цветкова А. Ю., Пивоварова А. М., DAu07-090_Arch-Mez_07-07-20_LochehinaMM_1).

Гости созывались и на второй день после свадьбы, на баенной обед (см. Приложение II, 2).     

«… вот молоды в баню сходят да вот гостей позовут».

(Мез1-6, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Свадебный обряд, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

На второй день молодые «бегают» снова созывают гостей.

(20-07-07, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское, с., Свадебный обряд, Лочехина Мария Михайловна (Заозерье, д., 1921), Соседка Марии Михайловны (Дорогорское, с., 192?),Цветкова А. Ю., Пивоварова А. М., DAu07-090_Arch-Mez_07-07-20_LochehinaMM_1).

  1. Отвальное

На проводы в армию также собирают гостей. Провожает молодёжь и свои взрослые. Если есть девушка, она тоже приходит.

  1. Похороны и поминки

На похороны приходит вся деревня сама, без зова. В первый день на похоронный обед пускают всех, кто хочет. В остальные дни приглашают только близких родственников и тех, кто помогал убирать покойника, делать гроб, рыть могилу.

  1. День деревни

На День деревни пекут, готовят праздничную еду и приглашают, ждут к себе родственников.

(Мез18-, 07-07-25, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское с., Календарные обряды и фольклор, Манефа Михайловна Сахарова (1927, Пыя д.), Беркутова В.В., Чечик А.А., DAu07-177_Arch-Mez_07-07-25_SakharovaMM_1).

 

Также есть данные, что собираются семьёй на Радуницу. Приезжают те, кто может, кто близко живёт. Родственники приезжают и на Новый год и на день рождения.

(Мез17-, 07-07-14, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник, д., Похоронный обряд, Ружникова Ангелина Михайловна(1951, Березник, д.), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-073_Arch-Mez_07-07-14_RuzhnikovaAM_5).

 

*«Госьба»

Записано несколько интервью, в которых даётся понятие «госьбы», которая есть приглашение гостей на праздник. Хотя показания очень противоречивы. И сами информанты чётко не разграничивают госьбу и негосьбу. Например, на свадьбу и на день рождения – это госьба. А на съезжий праздник – уже нет. По окончании сенокоса устраивали госьбу. «Гуляли» у кого-нибудь в доме на повети, пили. Приходили все, кто работал.

(Мез18, 07-07-23, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Дорогорское с., Календарные обряды и фольклор, Казарцева  Александра Ивановна (1928, с. Дорогороское), Козак В.В., Голубева Л.В., DAu07-_Arch-Mez_07-07-23_KazarcevaAI._1).

    В другой раз говорят, что ходить на Пасху друг к другу пить брагу – это не госьба. И тут же приводят текст частушки:

А Пасха – праздник разоренье!

Поставляй-ка угощенье!

В каждой хате столы накрыты

Гости пьяны, гости сыты.

(Мез18, 07-07-25, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Дорогорское с., Календарные обряды и фольклор, Петрова  Антонида Григорьевна (1936 , Дорогорское с.), Сахарова Галина Григорьевна (193?, Лампожня д.Пивоварова А., Голубева Л.В., DAu07-_Arch-Mez_07-07-23_PetrovaAG.SakharovaGG._1).

 

Этикет гощения и гостеприимства

Гость – это человек, который входит в твой дом, для него чужой и сам оказывается чужим в нём. Для того чтобы устранить опасность соприкосновения с неизвестным пространством, существуют правила гостеприимства, определяющие поведение, место гостя и хозяина.

Гостящего сажают обычно в красный угол (сутний), потчуют, при этом хозяева нередко сами не притрагиваются к пище. За столом у одних бабушки с дедушкой мы постоянно доедали то, что было приготовлено на всех, в то время как хозяева добавки не брали. В другой избе специально для нас открыли банку с морошкой.

Если же гостей много, то в потчевании их сообразуются с возрастным и социальным статусом каждого гостя. В «Сборнике народных юридических обычаев архангельской губернии» находим статью «Право семейственное»: «При указанiи мѣстъ гостямъ всегда сообразуются со степенью родства и зажиточности гостя. Строгiй порядокъ въ занятiи мѣстъ наблюдается не только между пожилыми людьми, но и между молодежью, например на вечеринкахъ. (Губ. Вѣд. 1868 г. № 41)»[10].

Когда мы ночевали в одном доме, Тамара Петровна (так звали бабушку) постелила Игорю отдельно в боковой и очень переживала, не будет ли ему в ней холодно. Меня она уложила на высокую и мягкую кровать, сама легла на диван.

     В «Отечественных записках» 1848 года в отделе «Смѣсь» можно прочесть заметку о Шенкурском уезде Архангельской губернии: «…прохожего нищего, безсрочно-отпускного солдата насильно втаскивают в избу и поят, кормят, как родного…»[11]. В связи с этим пассажем примечательны сведения одной нашей информантки:

«… тепла <?> от них <о гостях> не носить <?>, надо напоить да теплом обогреть добрых людей», «Надо найти добрым словом да обогреть да хошь, чайку нету, хошь кипяточек».

(07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Интервью, Кожевникова Екатерина Яковлевна, (1932, Целегора, д.), Татьяна Яковлевна (1922/1923, Целегора, д.), Скуратова Мария Кирилловна (1931, Азополье, д.), Григорий (муж Екатерины Яковлевны), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-076_Arch-Mez_07-07-18_ KozhevnikovaEYa_1.wav).

     В ходе двух разных интервью была записана замечательная поговорка:

«…гостем хлеб не съестся <…> Гость ещё никого не объел».

(Мез11-1, 07-07-14, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник, д., Малые жанры, пословицы, поговорки, загадки, Ружникова Ангелина Михайловна (1951, Березник, д.), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-073_Arch-Mez_07-07-14_RuzhnikovaAM_2.wav).

Или другой вариант: «Избы не унесёте, а хлеба не съедите».

(Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

    Детям запрещено было находиться за столом, рядом, в комнате, когда были гости. Ребятня должна была или уходить играть, или тихонько лежать на печке.

(Мез18-, 07-07-15, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник д., Календарные обряды и фольклор, Ружникова Ангелина Михайловна (1951, Березник д.), Цветкова А.Ю., Чечик А.А., DAu07-172_Arch-Mez_07-07-15_RuzhnikovaAM_1).

Если обязанность хозяина – это напоить, накормить гостя, по возможности, если это нужно, предоставить ему ночлег, то от гостя ждут скромности и честности.

Одна бабушка рассказала, как она пустила цыган ночевать за честное слово, что они не будут приставать к ней с гаданиями. Другая вспомнила, как пустила проезжего переночевать. Он обещал уехать на другой день и не уехал, жил несколько дней. Хозяйке это очень не понравилось, потому что в таком случае гость должен был помогать ей по дому.

Нехорошо игнорировать приглашение в гости. Дважды мне удалось побывать в Доме престарелых в д. Заозерье. Каждый раз была цель – пообщаться со столетней бабушкой, Марфой Андреевной Буториной. Её соседке по комнате очень хотелось быть с нами, пока мы общались, а Марфа Андреевна всё время её прогоняла. Та приглашала зайти потом и к ней, что мы и сделали, доставив ей огромное удовольствие. Нехорошо отказываться от угощения. Как-то я и одна моя напарница сидели у одной бабушки, которая решила угостить нас молоком. Моей коллеге очень не хотелось в тот день молока и она не пила. В конце концов ей всё-таки пришлось выпить, потому что бабушка стала спрашивать: разве молоко невкусно или, может, прокисло.

Гостю воспрещается заходить в хозяйкино место, солнышу. Именно поэтому в советское время там прятали иконы.

«Хорошего гостя проводи, чтобы не упал, а плохого проводи, чтобы что не украл». Эта поговорка перекликается с представлением Бенвениста о чужестранцах с добрыми и недобрыми намерениями. «… если гость приносил плохую погоду, то его всей деревней кидали в речку». Схема действия «неудача – противодействие ей водой» перекликается с обливанием водой неудачливых сватов, которые тоже называются гостями.

(DTxt07-042_Arch-Mez_07-07-19_PoljakAA, 07-07-19, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа д., Интервью, Поляк Анна Аркадьевна (1962, Кимжа, д.), Мариничева Ю., DAu07-042_Arh-Mez_07-07-19_PoljakAA).

     

«Нежданные  гости»

     «Нежданные гости» - так в Архангельской области называют сватов.

«… не знаете, когда придут сватать-то ... Вот и незваные гости».

(DTxt07-035_Arch-Mez_07-07-16_MigaljaAD, 07-07-16, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа д., Интервью, Мигаля Агрипина Дмитриевна (1933, Кимжа, д.), Морозов М., Мариничева Ю., DAu07-035_Arch-Mez_07-07-16_MigaljaAD).

Объяснение: «нежданные гости» потому, что не знаешь, когда придут. Однако не всегда приход сватов такой уж непредсказуемый. Бывает, известно о том, что должны прийти свататься. Например, в песне «Солнышко блистало во вешний день весной…» девушка говорит о «званых-незваных» гостях, зная, что они «хотели побывать».

Сегодня вечерочком хотели гости быть,

Все званые-незваные хотели побывать.

Все званые-незваные хотели побывать,

Ой да золотым колечком хотели обручать.

(Мез4-1, 07-07-24, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское, д., Традиционная лирическая песня, Митькина Валентина Никитична (1934, Езевец, д.), Адоньева С. Б., Цветкова А. Ю., DAu07-080_Arch-Mez_07-07-24_Mit'kinaVN_1.wav).

Девушка могла не только заведомо знать о приходе сватов, но и заранее договориться с парнем о сватовстве.

(Мез1-6, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Свадебный обряд, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

Была записана замечательная история. В дом к девушке приехали сваты. Приехали в 10-11 утра. Отца дома не оказалось. Они прождали его весь день. При этом хозяйка накормила их обедом. Но девушка ни разу не спустилась к ним, потому что без разрешения отца нельзя. И только после того как отец дал добро, хозяйка выставила самовар и дочка вышла.

 

Проблемы в определении сути гостя

В Материалах для объяснительного областного словаря вятского говора в статье о гостях сказано: «Гостями собственно называются родные, посѣщающие родныхъ же въ праздники. <…> Званые гости бываютъ только на свадьбу, да ещё молодыхъ зазывают въ первую масляницу»[12]. Но в записанных нами материалах гостей на поминки, на День деревни и на отвальное тоже приглашали.

У С. С. Срезневского читаем: «Незваный – пришедший без зова, непозваный»[13]. По словам информантов, незваный – который приехал «невзначай». (DTxt07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA, 07-07-17, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа д., Интервью, Сафонова Нина Алексеевна (1931, Кимжа, д.), Мариничева Ю., DAu07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA). Такие гости бывают на похороны, на похоронный обед, на свадьбу (те, которые наблюдают с повети) и так называемые «мимоходячие», забредшие попросить приюта.

    «Жданый» в Словаре русских народных говоров даётся как «ожидаемый»[14]. Девочка Женя рассказывала мне, как она собиралась встретить маму: «Мама приедет, вот буду праздник делать. <…> Ну, концерт в смысле. <…> Ну я сделаю песню тогда. <…> ну там кружки поставлю маме с бабушкой и чай налью». (07-07-11, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Погорелец, д., Интервью, Петелина Женя (8 лет, Мезень, г.), Петелина Полина (13 лет, Мезень, г.), Цветкова А. Ю., DAu07-068_Arch-Mez_07-07-11_PetelinaZh_PetelinaP_1.wav). Кроме гостей на свадьбу и т. п., есть колядующие и ряженые в Святки или те, кто «славят» на Рождество: «В каждый дом сходят, дак уж подавали. Подавали – не откажут». (Мез1-1, 07-07-17, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник, д., Свадебный обряд, Ружникова Валентина Савриловна (1932, Березник, д.), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-075_Arch-Mez_07-07-17_RuzhnikovaVS _ 1. wav). Угощение колядовщиков, по мнению исследователей, - это акт коммуникации с миром умерших. В книге «У истоков этикета» Байбурина А. К. и Топоркова А. Л.[15] угощение колядующих шаньгами и пирогами связано с кормлением предков. И насколько можно назвать этих персонажей гостями неизвестно.

    Есть гости, которых не звали, но ждали. (DTxt07-056_Arch-Mez_07-07-18_Mit'kinaLI.txt, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Кимжа д., Родильный обряд, традиционный детский фольклор, Митькина Лия Ивановна (1932, Кимжа д.), Морозов М.А., Мамаева Е.С., DAu07-056_Arch-Mez_07-07-18_Mit'kinaLI_1.WMA). Знакомый уже не является нежданным, хотя может быть незваным. «Что нежданный гость, когды знакома!» - говорит бабушка. (DTxt07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA, 07-07-17, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа д., Интервью, Сафонова Нина Алексеевна (1931, Кимжа, д.), Мариничева Ю., DAu07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA).

В экспедиции в д. Кимжа был такой случай. Сафонова Нина Алексеевна ждала гостей, своих родственников, которые в то время обычно всегда приезжали и в этот раз сообщили, что будут. Они не были зваными, но они были всегда ожидаемые в определенное время в силу заведённой традиции. Нина Алексеевна наготовила угощения и стала ждать. На второй день одна из наших девушек зашла к ней по уговору. Бабушка впустила её, но не стала угощать, объясняя, что ждёт гостей. Вопрос в том, являлась ли девушка тогда гостем, если её не накормили и долго разговаривать отказались? На мой взгляд, - да. Просто здесь проявила себя иерархия гостей по степени важности. Так как Юля была не родственницей и мало знакомым человеком, то люди более близкие оказывались выше по статусу. Соответственно к ним было разное отношение. Эту разницу было бы трудно заметить в иное время, но она обнаружилась при совпадении времени приезда и прихода разных гостей.

А незваного гостя другой раз могут и не пустить, сказав «поди, у меня сёдня гости свои». Незваный гость «хуже татарина». (DTxt07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA, 07-07-17, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа д., Интервью, Сафонова Нина Алексеевна (1931, Кимжа, д.), Мариничева Ю., DAu07-036_Arch-Mez_07-07-17_SafonovaNA).

Был ещё один случай. Один наш мальчик, зная, что к одной из бабушек приезжает важный гость, сам напросился тоже быть. Несмотря на такое обстоятельство, его всё равно называли гостем.

Правило принимать гостей и заботиться о них, возможно, берёт свои корни из мифа о «Боге-госте», который «в человеческом обличии ходит по земле»[16]. Поэтому даже незнакомый, которого не звали и не ждали, может найти приют и стать гостем.

      

Вывод

В результате гость – это любой человек, зашедший в дом, не живущий в этом доме, зашедший с намерением остаться в этом доме ненадолго. Званых гостей приглашают в определённое время, на праздники деревни, семейные торжества. Их всегда ждут и оказывают радушный приём. Незваных гостей не приглашают, время их прихода неизвестно. Поэтому к их встрече, естественно, не готовятся, угощение не варят. Принять или не принять таких гостей – полностью лежит на совести хозяина. Если не понравятся, могут и не пустить. Однако есть категория жданных гостей, или ожидаемых, которых не приглашают. Интересно получается с «госьбой». Нет сведений о том, приглашают ли на Пасху к себе домой или заходят, как заходят и славящие в Рождество. Почему Пасха и праздники деревни – это не «госьба», а свадьба и день рождения – «госьба». Почему на похороны в первый день сходятся все, кто хочет? Возможно, это связано с наличием общеизвестных и общезначимых событий, куда, видимо, входят и похороны, и с наличием событий личного порядка: свадьба, поминки не в первый день, отвальное[17], день рождения. Соответственно будут разные действия в отношении гостей: надо их приглашать или сами придут.

 

Приложение I

(размышления, вытекающие из темы)

«Ф. Я. < о сыне, который холостой>: А было говорёно: хошь цыганку веди, хошь самоедку веди, мне – так только пьяницу не веди».

(Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

Если сын холостой и ему уже около пятидесяти, то мысль о его женитьбе становится мучительно-постоянной. Мать даже идёт на уступки: «…хошь цыганку веди, хошь самоедку веди, мне – так только пьяницу не веди…». Следовательно, цыганки, самоедки и пьяницы – это те категории населения, которые по каким-то своим качествам воспринимаются как выпадающие из коллектива. В ним примыкают и гости. Потому что они с «чужой стороны», по выражению Кожевниковой Екатерины Яковлевны. Они заходят в деревню только мимоходом. Недаром слово «гостинець» в «Словаре древнерусского языка» С. С. Срезневского значит «большую дорогу»[18]. А в смоленском говоре, по словарю В. Даля, - «большую проезжую дорогу, по которой ездят чужане, гости»[19].

Из-за риска общения с чужим человеком, наверно, бабушки так неохотно принимали наши подарки. Одна из них отказалась принять от нас чай, но я оставила её внучке игрушечный паровозик. Мы отошли от дома уже порядочное расстояние, когда бабушка закричала нам вдогонку. Мы, конечно же, не вернулись. Возможно, в тот момент бабушкой руководила мысль, что я случайно забыла паровозик. Но мне хочется верить, что это было нежелание как-то связывать себя с людьми, которые неизвестно, откуда пришли, и неизвестно, куда ушли. То есть, тему гостей я соотношу с темой чужого и своего пространства.

    Ареал «своего» локуса достаточно невелик, это видно из следующих примеров. Я спрашиваю у бабушки, почему она не удит рыбу в лодке, и получаю ответ: «У нас лодки нету. Чужую ведь не будешь спускать». (Мез23-3, 07-07-13, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Погорелец, д., Обряд проводов в солдаты, Шарыгина Людмила Фёдоровна (1935, Погорелец, д.), Цветкова А.Ю., DAu07-071_Arch-Mez_07-07-13_SharyginaLF_2.wav). У неё же спрашиваю, была ли она на деревенском собрании в тот день. И узнаю, что на него ходят только постоянные жильцы деревни.

    Пять километров – это уже область «там», третья степень отдалённости. 

«<А бывало вообще, чтобы девка до замужества родила?>

Ну вот говорят, бывало, да я уж не помню. А во как при моих годах, дак нет. Ну в Азополье за пять километров бывало. Бывало, там бывали. Там как-то больше рожали».

 (07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Интервью, Кожевникова Екатерина Яковлевна, (1932, Целегора, д.), Татьяна Яковлевна (1922/1923, Целегора, д.), Скуратова Мария Кирилловна (1931, Азополье, д.), Григорий (муж Екатерины Яковлевны), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-076_Arch-Mez_07-07-18_ KozhevnikovaEYa_1.wav).

Принимая во внимание этот факт, нечего и говорить о таком далёком городе как Санкт-Петербург. Одна бабушка, Коротаева Тамара Петровна, рассказала нам, как она ездила туда в гости к сыну. Её не преминули обокрасть и потому, что она не знала законов того мира, того, что нельзя оставлять сумку на столе перед открытым окном. В Санкт-Петербурге Тамара Петровна чувствовала себя «сиротой деревенской бабкой».

       В Онежском уезде чужой семьёй являлася уже семья зятя. Согласно местным обычаям, выдавать дочь замуж в 16-17 лет было рано. Выдавали лет так в 25. Автор «Сборника юридических обычаев Архангельской области» приводит свой разговор с онежским крестьянином. Мужик  на предложение «барина» выдавать дочерей раньше отвечал с возмущённым удивлением: «…корми да воспитывай дочь свою, да, ничего не бывало, поскорѣе и отдавай въ работницы чужому человѣку, а родителямъ-то своимъ она когда заработаетъ за воспитание?»[20] В том же сборнике – авторский комментарий к свадьбе: «Дѣвушки…готовый товаръ: цѣнятся, пропиваются и сваливаются въ чужiе руки съ хлљба долой»[21].

    В кругу родственников и родных также наблюдается в отношениях градация по большей-меньшей кровности. Бабушка рассказывает, что её внук уезжал в мореходку, и она просила дочь молиться за него, потому что «материна-то молитва изо дна моря вытянёт». (Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

Получается, что любые действия матери в отношении своего ребёнка котируются как более важные и значимые и приносящие большую пользу, чем чьи-либо ещё. Соответственно мать имеет больше прав, разрешений в отношении своего ребёнка. В том же интервью информантка рассказывает, что в детстве с ними водилась бабушка. И в отличии от матери, она никогда их не била, только «строжила». (Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav). Выходит как будто, что бить детей – это практика матери. Хотя, вероятно, это не очень удачный пример, потому что здесь также можно говорить о разделении обязанностей по отношению к детям.

    Опираясь на зачитанный материал, можно сказать, что чужим человек оказывается, если он пребывает за границей семейного круга (жених дочери) или круга деревни (человек из города, из другой деревни). Но не только пространственный критерий определяет «чужесть». Чужому человеку приписываются странная внешность, необычность поведения. Девочка Яна мне говорит: «Какие вы все, городские!» И затем прибавляет: «А ты чё в платке? Сними». (07-07-15, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Погорелец, д., Интервью, Яна (10 лет, Мезень, г.), Ружникова Ольга (15 лет, Погорелец, д.), Цветкова А. Ю., DAu07-074 _ Arch-Mez_07-07-15_ Yana_ RuzhnikovaO_1.wav). Никто из девочек-девушек по деревне в платке не ходит. Рассказывая о песнях, нам заявили: «Ведь некоторые даже, человек такой простой, а сложит такие песни, что не кажый гость сложит». (Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav). При чём тут гость, непонятно. Видимо, он такой человек, который может всё, и, видимо, только потому, что не знаешь, чего он может. Когда у нас с одной бабушкой зашёл разговор о рыжих людях, то у неё сразу вылетело: «рыжий из Парижа». (07-07-23, Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Заозерье, д., Интервью, Коротаева Тамара Петровна (1926, Заозерье, д.), Коротаев Энгельс Павлович, Заозерье, д., Кравчук И. А., Цветкова А. Ю., DAu07-078_Arch-Mez_07-07-22_ KorotaevaTP_KorotaevEP_2.wav). Почему рыжий из Парижа, не ясно. Возможно, - рифма, но также возможно, что в Париже на самом деле все рыжие. При этом интерес к необычному есть, даже скорее какое-то любопытство. «… с чужими-то охота походить-то <смеётся>», - говорит Феоктиста Яковлевна, имея в виду военных с Украины. (Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

    Но не всегда к незваному гостю относятся хорошо. Агрессивно восприняли первого священника в деревне после многих лет порушения церкви: «На него же вообще шарахались! <…> Могли вот обматерить, могли спросить: «Что у тебя под одеждой?» (Мез11-1, 07-07-14, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Березник, д., Малые жанры, пословицы, поговорки, загадки, Ружникова Ангелина Михайловна (1951, Березник, д.), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-073_Arch-Mez_07-07-14_RuzhnikovaAM_2.wav).

    Бабушка рассказывала, как она несколько раз пускала под вечер людей с дороги переночевать. И дважды – цыган. Пускать ли цыган, спросилась у мужа. Впускать незнакомых было боязно. Но то ли жалость брала, то ли совесть мучила. Один раз только наркомана не пустила.

    Чужого в деревне сразу примечают. Во время рыбалки моей с бабушкой к нам подошёл какой-то незнакомый мужчина и попросил сфотографировать. Дак Людмила Фёдоровна потом два раза в течение разговора переспрашивала у меня, кто это был, и высказывала свои догадки по этому поводу.

    В воспоминаниях участников диалектологических экспедиций в Архангельскую область 1956-2000 гг. одну девушку из-за её чёрных волос и глаз принимали за цыганку. Для одного молодого человека «двери многих домов оказались… закрытыми», из-за того что он ходил в шортах и солнцезащитных очках. Его приняли за икотника, «своего рода колдуна, который принимает разные, часто диковинные, обличия, ходит по деревням и насылает на людей порчу»[22].

    Для того чтобы оградить себя от негативного воздействия чужого человека, существуют правила поведения. Самая большая опасность – это возможность оприкоса.

«Я жила ещё в старом доме. Дак есь много прекосят-то. И вот приехала тётка Катерина, это Ильи будёт двоюродна сестра. Они в Мезени жили, она приехала в гости. А дело было – житьё август месяц. Она пришла, дак села ко столу. А у меня, было, ребёнок был маленькой. Тогда месяц только сидели до родов-то и после родов. До родов – месяц, после родов – месяц. Я говорю: «Ну, маменька», - говорю, - «я в чайную чашку здесь наотсиживаю молока. Дак ты покормишь, а я на обед не приду. Возьму корзинку с собой, дак хоть пока на обед поедут, я в то время ягод не наберу ли, сколько ягод». Раньше ведь много было ягод в леси. А я была простотита. И на кухонном шкафу, где самовары она вот стоит у стола, а я в пути. Но от Чижёлы-то быстрёхонько-то ушла. Но вот у меня грудь-то у меня и разболелася. Её всю разворотило, она опухла. Прижать-то ей никак нельзя, дак я ходила жать: здесь юбку одену, а тут кофту. И кофту-ту не застигиваю, чтобы ей уж не прижимала никак. Дорогой иду на поля, дак я оттопырю полки-ти – так иду. А что жать-то приду там на рассопашку. Так вот свекрови-то сказала – она на меня заругалась: «О», - говорит, - «молоды люди каки беспуты», - говорит,– «вы! Ведь ты видишь, что человек-от», - говорит, - «чужой с ветра сидит у стола-то. Дак почто бы не зашла», - говорит, – «во вторую комнату в горницу-то? И там стол есь, и там бы хоть поотсиживалась». (Мез11-5, 07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский, с/с, Целегора, д., Малые фольклорные жанры, поговрки, пословицы, загадки, Оброскова Феоктиста Яковлевна (1929, Целегора, д.), Обросков Александр Ильич (1963, Целегора, д.), Чечик А. А., Цветкова А.Ю., DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav).

Поэтому для собственной безопасности бабушка говорит внукам:

«…ничего чужого не трогайте, не задевайте, да. Ну чтобы они уж там не заметили что… А мы, что – голодны дома сидим. А будут чай люди пить добры – на полати повалитесь, только смотрите, а к столу не пихайтесь. Пускай люди пьют». (07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Интервью, Кожевникова Екатерина Яковлевна, (1932, Целегора, д.), Татьяна Яковлевна (1922/1923, Целегора, д.), Скуратова Мария Кирилловна (1931, Азополье, д.), Григорий (муж Екатерины Яковлевны), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-076_Arch-Mez_07-07-18_ KozhevnikovaEYa_1.wav).

«И вот нам бабушка всё говорила: «Чтобы чужой лоскут в доме не был. Никогда нигде ничё не берите. Лучше гол да не вор». Не украдешь, дак никто не скажет, что украл. «Срам на себя не наводите». (07-07-18, Архангельская обл., Мезенский р-н, Козьмогородский с/с, Целегора, д., Интервью, Кожевникова Екатерина Яковлевна, (1932, Целегора, д.), Татьяна Яковлевна (1922/1923, Целегора, д.), Скуратова Мария Кирилловна (1931, Азополье, д.), Григорий (муж Екатерины Яковлевны), Чечик А. А., Цветкова А. Ю., DAu07-076_Arch-Mez_07-07-18_ KozhevnikovaEYa_1.wav).

 

Приложение II 

  1. Стратанович Г. Г., Эрдниев У. Э. Опыт анализа социальной терминологии. – М., 1964. С. 3.

У монгольских народов все члены родов, имеющих одного предка (коренной род), считались «своими». «В число чужаков в то время входили все несобратья по «кости», кроме свойственников <Цветкова: родственники жены>…».

  1. Словарь русских народных говоров АНСССР/глав. ред. Филин Ф. П. – Л., 1976. Званый.

«Ехать зваными. В свадебном обряде – на второй день свадьбы родня невесты приглашается в дом жениха. Родня невесты с домашней утварью едет зваными в дом жениха на блины… Моск., 1968».           

 

[1] Запись: 07-07-24 Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское, д., Митькина Валентина Никитична (1934, Езевец, д.), Адоньева С. Б., Цветкова А. Ю. DAu07-080_Arch-Mez_07-07-24_Mit'kinaVN_1.wav

[2] Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка, – М., 1989. Т. I., Ч. 1. (А-Д). С. 569.

[3] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, – М., 1964. Т. I. (А-Д). С. 447-448.

[4] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. – М., 1995. С. 78.

[5] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета – Л., 1990. С. 119.

[6] Даль В. Толковый словарь, – М., 1935. Т. I. (А-З). С. 396.

[7] Там же. С. 77.

[8] Там же. С. 35.

[9] Мосс М. Очерк о даре//Общества. Обмен. Личность. – М., 1996. С. 150.

[10] Ефименко П. С. Сборникъ народныхъ юридическихъ обычаевъ Архангельской губернiи – Тр. Архангельского губернского статистического комитета за 1867, 1868, 1869г. Вып. 3. С. 26.

[11] Харитонов А. Врачевание, забавы и повѣрья крестьянъ Архангельской губернии, уѣздовъ: Шенкурскаго и Архангельскаго//Отечественные записки. Т. 58, № 5-6, 1848. Отд. VIII.

[12] Материалы для областного словаря вятского говора Н. М. Васнецова, - Вятка, 1908.

[13] Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка, – М., 1989. Т. II., Ч. 1.

[14] Словарь русских народных говоров АНСССР/глав. ред. Филин Ф. П. – Л., 1976.

[15] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета - Л., 1990. С. 124.

[16] Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета – Л., 1990. С. 122.

[17] Хотя с отвальным тоже сложно. Если это проводы всех мужиков деревни (на войну, например), то провожают всей деревней.

[18] Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка, – М., 1989. Т. I., Ч. 1. (А-Д). С. 568.

[19] Даль В. Толковый словарь, – М., 1935. Т. I. (А-З). С. 397.

[20] Ефименко П. С. Сборникъ народныхъ юридическихъ обычаевъ Архангельской губернiи – Тр. Архангельского губернского статистического комитета за 1867, 1868, 1869г. Вып. 3. С. 28.

[21] Там же.

[22] Арханегльские говоры: Словообразование, семантика, лексика./Отв. ред. Ремнёва М. Л., Нефёдова Е. А. - М., 2003. Вып. X. С. 317.