<<   Ронгинская Е. М.  "Веселые беседы": зимний досуг молодежи в послевоенной деревне

Этим летом наша и еще несколько групп совершили поездки в Вологодскую область, а именно в Сямженский, Кирилловский  и Череповецкий районы. Несмотря на то, что участники экспедиций прошлых лет уже исследовали эти места, нам далось обнаружить много важной, полезной  и интересной информации, которой бы хотелось поделиться с вами.

Как известно, в сороковых годах вся страна находилась в очень сложном и тяжком положении: отцы, братья, дети -  не все вернулись  с войны, по деревням, городам, селеньям прокатывались страшные новости о смерти близких и родственников… Плач и отчаянье царили в деревенских избах, каждый сочувствовал чужому горю, и принимал его как свое – ведь все знали, что такая участь могла коснуться любой семьи. Плакали вместе, но и смеялись вместе. Постепенно, народ отходил от тех ужасов, которые принесла война и начинал вести себя так, как вел раньше: девки и парни стали собираться по вечерам и устраивать гулянья, стали справлять праздники, играть свадьбы, но все-таки, конечно, некоторые традиции ушли в небытие, и на их место пришли совершенно другие, более «современные» обычаи.

Куда бы мы не приходили и где бы мы не спрашивали о том, как отдыхала молодежь в зимнее время, все отвечали: «На беседах гуляли…». Итак, что же такое беседы?

Посиделки или беседы начинали проводить осенью, сразу после окончания полевых работ, в один из осенних праздников, например Семенов или Филиппов день, Воздвиженье, Покров, заканчивали же перед Масленицей. Наиболее яркими и интересными были зимние беседы, которые, в подсознании многих информантов ассоциируются со святочной неделей, потому что часто выпадали на нее.

<А было что зимой вот, в Святки когда, ряженые ходили?>

Ряженые ходили. У нас в аккурат беседы были в это время, понимаешь.

(Серова Александра Дмитриевна, 1925, Глазатовский с/с, Домниково, д., Серов Фёдор Иванович, 1927, Глазатовский с/с, Ширичево, д.)

 

Но все-таки эти явления стоит разграничивать, потому что это разные формы и способы проведения досуга. Правда, некоторые элементы святочных игр отразились на беседах, например имитация похоронного обряда и остальные разновидности.

Веселые беседы отличались от обычных, простых бесед. Это различие заключалось в том, что на веселые беседы приходили ребята из разных деревень и девушки не только пряли, но и танцевали и играли в игры.

Простые посиделки:

Придут дак с прялками соберутся прядут, бабы придут дак с прялками, так не сидят, а сидят и прядут. Надо, холщовое всё носили. Вот. А мужики соберутся у печки. Печка топится голанка, печки топятся, не то что водку пьют, а сидят курят у печки вот у голанки, вот у столбянки, да рассказывают, куда завтра идти да что делать. Один говорит, надо сапоги завтра починить, другой говорит, надо хомут починить, другой говорит, тут это идти на работу что-ли, вот как раньше жили.

(Вороничева Анна Васильевна, 1924, Улома, д.)

 

Только один человек рассказал, что на обычных беседах все-таки играли в какие-то игры:

Кто играл в спички, там.

<А как в спички играли?>

А в спички, какой-то домик делали да, много было всяких игр. Принесут решето рябины или решето клюквы, ели и своим делам занимались, тут и ребята были, тут и женщины были.

( Каина Л.А., 1926, Раменье, д.)

  

Но можно заметить, что такое явление встречается крайне редко, а если и встречается, то не несет той функции, которую несет игра на веселых беседах.

На посиделки приходили парни и девки с разных деревень, бывало, что даже места не хватало.

Были большие и «маленьки» беседы: на «маленьки» собирались 16-17летние ребята, и, чтобы перейти на большую беседу, требовалось приглашение, но порой, как  только подходил возраст, молодежь автоматически переходили в другой статус.

Подростки, значит, до 16ти, до 17ти лет, это считалась маленька беседа, а побольше - это уже большая беседа.

<Слушайте, а как переходили из маленькой в большую беседу?>

Ну как, как постарше будешь, дак в большую беседу и переходили.

<Приглашали старшие?>

А как же!

Подростковый возраст был

<А если не пригласили, нельзя было приходить?>

Ну, как это, да сами шли, большие уже стали дак.

(Капустина Евдокия Павловна, 1928, Пестерёво, д., Капустин Александр Николаевич, 1958, Питино, д., Карасова Полина Николаевна, 1960, Питино, д.)

 

Беседу проводили в большом доме, который для начала «выкупали», причем обычно у вдовы или у тех, у кого семья была маленькая и нуждалась в помощи.

<А как это, снимали? У какой-то хозяйки?>

У хозяйки. Она одна в Яганове тут была… Одна. У нее дом все сымали. Перва половина ей –живут, а вот там – никто не живут. Так вот там…

<А вот у нее, вы говорите. Одна женщина, что ли, жила, или там у семьи какой-то снимали?>

У нее дети были. Мужа не было. Наверное, на войне убит.

<А, у вдовы>

Ага

<А обычно только у вдовы снимали, или у кого-то еще?>

Да, так обычно у нее. Потому что дрова и ей дрова. Сколько нам и ей дров все. И топили тут.

(Полякова Римма Васильевна, 1934, Логенцево, д.)

 

Существовала традиция поочередного предоставления дома для бесед: 

Да и в очередь даже. Сёдня – у меня, завтра – у тебя, послезавтра – так и

идём сидить-то. В очередь.

(Старикова Фаина Ивановна, 1924, Гридино, д., Стариков Владимир Васильевич,1947, Гридино, д., Старикова Нина Владимировна, 1930.Гридино, д., Перушинская Татьяна Владимировна, 1976, Гридино, д.)

 

Иногда хозяевам платили деньги, но все-таки чаще приносили какую-то еду, убирались, полы мыли, а парни дрова привозили. Веселые беседы длились неделю в одной деревне, следующую - в другой и так далее, по всем близ лежащим селеньям.

Одна из жительниц Сямжи сообщила интересную присказку, которая являлась ключом к открытию  и началу беседы:

Собирались на вечерину, снимали угол избы, спрашивали: «Хозяюшку спросить: смитьли писенку запить?» Хозяюшка торовата, попляшь-ка-те робята. И дальше начинается вечерина. Парни по одну, девки по другую сторону. Нравится девка – парень садится за преслицу. Прялки кидали. Ходили стовбом. (идти с парнем) – когда на кухню уйдут, когда в коридор.

(Фатиева Г.М., Монастырская, д.)

 

Традиционно на беседах «ленчика играли». Это своеобразный танец, в котором принимали участие четыре пары: парень вызывал понравившуюся ему девушку, причем могло случиться так, что какую-то вообще ни разу не вызывали и это считалось позором. Часто старшие девушки учили младших танцевать ленчик, и когда не хватало пар, они могли их попросить станцевать. 

У нас мало играли. Ленчик. Вот я ленчика. Ленчик – 8 человек. Два – так, 2 – так. Вот и выплясывали. Вдруг одна пара перейдет, другая попляшет, и опять. Та же пара к этой подойдет и к этой. Если… А потом другое, уже начинается: то парен выйдет наискосок: парень с парнем, эти перепляшутся – на место идут. Потом мы, женщины, ой, девки. Мы перепляшемся. Ну, она длинная ведь, эта…

(Соловьева Александра Михайловна1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович1924, Уварово, д.)

 

Также танцевали кадриль, этот танец состоял из большего количества фигур и был сложнее, чем ленчик. 

Вот у нас была кадриль, вот. Такая кадриль, пара, пара, парень, мальчик приглашает девушку, пара пара после пары против пары, и там обязательно как было ведущий, под команду. Ведущий обязательно был командиром, вот первая фигура начинай. И пошло. Та фигура после фигуры.

<То есть ведущий им говорил, какие фигуры танцевать?>

Да, он, он говорил, что первая фигура начинай, и все уже знали, что значит первая, вторая, и всё, и всё, и всё, и всё, вот, все подчинялись.

(Серова Нина Николаевна, 1924, Васняково, д.)

 

Там становится шасть пар. И каждый парень вызывает к себе девушку. Предлагает, становятся парами, там на перекрёстки всяк выходят, потом друг дружку кружают, и который парень кружает, когда по очереди девок которые, которые пляшут, а который с девушкой гуляет, дак и кепочку снимет, да и наденет да. И кричат, <нрзб.>, хлопают, со своёй, со своёй. Он кепочку снимет, на её оденет.

<То есть девушками менялись?>

Да, с которой девочкой если гуляет, да, и он её кружает, в аккурат пляшет и кружает её. И кричат, со своёй, а он кепочку снимет да на её оденет. В ладоши все хлопают. Кепочку одел, значит он признаётся в любви, что он с ней гуляет.

(Вороничева Анна Васильевна, 1924, Улома, д.)

 

Помимо этого, был танец «чижик». Становились около восьми пар либо девушки в кружок и пели частушки, а потом плясали по очереди.

Иногда танцевали «в кружочек»: 

Парни очень хорошо дробили и плясали в кружочек. Ну вот гармошка играет, допустим, сидит гармонист, а мы на земле плясали, дак вот так и плясали рядышком с гармонистом, в кружочек, короче говоря. Один попляшет, другому топнет – выходи ты, вот так.

(Бережная Римма Алексеевна, 1935, Марьинская д.)

 

Играли в ручеек: 

В ручеек еще играли – вот встают все парами, и вот спереди – назад пары – и так выходят. И ходят в это время песни поют.

(Путинцева Г.М.,1932, Вологда, г.)

 

Девки танцевали с парнями:

Ну, плясали... кружком плясали, с ребятами плясали.

<А: А как это с ребятами плясали?>

А вот мальчик эдак пляшет, а ты кругом его ходишь. Песни пели. Он споет песню, а потом девочка споет.

(Бороздина Любовь Александровна, 1926, Воронова д.,Клопова Раиса Павловна,1924)

Танец «на парочку»:

А это, а… и это было: девка пля… парень в кругу пляшет, а девка вкруг, вокруг парня ходит. Это, как говорится, на парочку плясали, девка да парень называлось.

(Фатиева Нина Евгеньевна, 1940, Бурниха, д.)

 

Иногда танцевали барыню и русского. Музыка, под которую танцевали парни, называлась «под хулигана», она отличалась по темпу от песни, которую гармонист играл для девушек. Интересно, что одна из бабушек нам сообщила, что сама плясала «под хулигана»:

Я любила еще плясать. У нас Кириллово недалеко, так как я пойду было плясать, дак, ну говорю, кто хочет, а мне семьдесят четвертую (это под хулигана), это плясали ребята.

Я тоже любила плясать под хулигана.

(Матвеева Анна Николаевна, 1931, Воронихино д., Зубарева Нина Ивановна, 1934, Мархинино д.)

 

Часто парень с девкой танцевали и пели друг другу, причем частушки эти имели личностный характер: в них могли описываться их чувства, переживания, взаимоотношения. Если девка хотела как-то поддеть парня, она старалась спеть частушку, которая может его обидеть, он отвечал (если находил слова) тем же. 

Как робята – до того плясуны, дак выскакивают – вон давай плясать.

Дак не выйдешь вкруг него.. Пойдёшь плясать, запоёт:

            Заиграла, чтоб повесело

            Запел мальчишкой я,

            Заревела - не стерпела,

            Сироглазая моя! <смеётся>

Много частушек. Это как с вызова, вот это. На любой случай жизни.

Это вот, как он её, это, кто-то, они легко запоминаются. Четверостишия-то

это. Всё дак, это и в полюбом случае. Вот – он пока, значит, спел, например,

значит, которые, это, в кругу парень пляшет. Он – раз! она в это время – он

поёт – она думает, что ему сказать. И она точно ему в ответ! значит, не этими

словами…     

А ответ поют сразу:

            Выходи плясать на парочку,

            Не знаю, как зовут.

            Вместо дроли, сироглазая,

            Меня не позабудь.

В ответ уж ему даёшь. Вот и плясали.

(Старикова Фаина Ивановна, 1924, Гридино, д., Стариков Владимир Васильевич, 1947, Гридино, д., Старикова Нина Владимировна,1930, Гридино, д., Перушинская Татьяна Владимировна,1976, Гридино, д.)

 

Вообще, беседы имели соревновательный характер: на них показывалась вся красота и талант девушек, вся бойкость и удаль парней. 

Помимо этого, молодежь играла в разные игры, с помощью которых можно было догадаться о сердечной привязанности играющих. Одной из самых популярных была игра в ремень. Ведущий ставал посередине комнаты и кидал на пол ремень, говоря при этом:

«Такой-то, например, Колька, тонет!»

И вот знают, с кем гуляешь, значит, ты это поднимаешь. А если ты вот это не поднимаешь, так тебя ремнем 3 раза по спине.

(Матвеева Анна Николаевна, 1931, Воронихино д., Зубарева Нина Ивановна, 1934, Мархинино д.)

 

Один из информантов с упоением рассказывал нам про еще одну игру, в которой участвовал ремень:

Садятся, вот скамейка по середине, с одной стороны девица садится, с другой, там парень садятся, а ведущий ремнем хлестанет по этой скамейке, и вот если они в одну сторону оба повернутся, значит, они должны поцеловаться, а если повернутся в разные стороны, он их обоих ремнем огреет <смеется>.

(Белов Алексей Васильевич, 1936, Марьинская, д.)

 

Также очень часто упоминают про  игру в спичку: на краях скамейки сидели парень с девкой, и у кого-то из них была во рту спичка:

Ему надо достать спичку, хорошо, если вот я, мне первой спичку подадут, дак я за кончик возьму, а если мальчик возьмет, он специально возьмет, чтоб ты целовала его.

(Матвеева Анна Николаевна,1931,Воронихино д., Зубарева Нина Ивановна, 1934,Мархинино д.)

 

Но на этом веселье не заканчивалась, да и, наверно, оно только начиналось. Одним из наиболее интересных элементов была темная комната, или «горе». Это было одно из самых популярных развлечений у молодежи. Парень уходил в специальную комнату, где не было света и были расположены лавки. Потом он просил ведущего, чтобы тот привел ему девушку, которую он выбрал. Ее приводили. Часто девки знали, кто их вызывает, а если это были не те ребята, с которыми они гуляют, вообще незнакомые, девушка могла уйти, поговорив с ним немного.

Звали парни. Приходили заказывали. Скажут: «Все» - тебя приглашают. А у нее подходит мальчик, подаешь руку, он скажет: «Ну, здорово», а туда опять приходишь, хоть ты с ним сколько, хоть 10 раз Ленчиком играли, а было в «темную» придешь, вот молодой человек тебе всегда руку подает, всегда поздоровается.

< Руку подавал тот, который звал Вас?>

Да, да, вот он со мной сидел, я с ним гуляла, дак я ему подаю руку, он мне тоже: «Здорово», а ты: «Пожалуйста». Уважительная молодежь была очень.

(Матвеева Анна Николаевна, 1931, Воронихино д., Зубарева Нина Ивановна, 1934, Мархинино д.)

 

Парень зайдет туда, и, значит, Шуру. Пойдет туда, и как цыган какой, увидит человека – он тут: «Шура, пошли, тебя в горе зовут (горе называется). Ну, че, встаю, иду. Захожу, говорю: «Ну, кто меня звал?» Коля говорит: «Я звал, иди».Ну и подхожу к нему. И сажусь к нему, и сидим. Ля-ля-ля-ля-ля. Че, обнимаемся, да. Целуемся. Че делать-то? Больше ничего не делали-то.

(Соловьева Александра Михайловна1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович1924, Уварово, д.)

 

Как я уже говорила, элемент святочных игр был включен в беседы: не редкостью можно было увидеть похоронную процессию и покойника, которого якобы отпевали. Пацаны, которые устриавали эти страшные зрелища заставляли девчонок целовать «покойников»

Приносили даже покойников. Покоников приносили, зубы-то из репы сделают, в горшок накладут углей, разжгут кадило, веревочки привяжут, кадилы бегают кадят, это все уже парни этим притворялись, потом покойник-то вот этот встанет на ноги и начнет девок, а там ребята двери держат, чтобы не убежал никто. <Смеется> Девчонки-то чтобы не выбежали. Да все по скамейкам-то соскакивают, а покойник-то всех хватает, ой, страшно было даже, страшно, он девок да это...

(Паршина Александра Ивановна, 1930, Глухарёво, д.)

 

Помимо этого, на святочную неделю на беседы «выряжухи прибегали», или «кудесами ходили»:

А как выряжались? Выряжухи дак они одевали пары там, или там они закрывали лицо-то, чтоб не видно, и придут, вот и плясали.

< А что одевали? Пары?>

Пары. Это такие юбки были широкие, они назывались "парами". И кофта "казачок" опять назывался. Вот выряжались и девки дак эдак. А то кулесятами тулуп возьмут вывернут и шубу вывернут к верх шерстью, дак эдак бегали. <Смеемся.> Кто чего придумает.

(Зайкина Александра Алексеевна, 1938)

 

Как приходят все, значит, все снова гармонь, играют, чудеса эти ряженые пляшут.

Приводили и медведей, приводили даже с ружьем. И гуся приводили – шубу вывернут.

(Матвеева Анна Николаевна, 1931, Воронихино д., Зубарева Нина Ивановна, 1934, Мархинино д.)

 

Наряжались, ряженые были, потому что <нрзб>  этот по плотницкому делу, и он сделал этого козла: шубу вывернули и этот козел там <смеется> дергался, челюстями хлопал, рога ему вставили, ну в общем, этот кудесами, как называли, переодевались – ряженые. Ну, кто чего придумает.

(Белов А.В.,1936 ,Марьинская, д.)

 

Часто на беседах «взрослых» сидели совсем маленькие дети, либо молодые, или школьники. Нам рассказывали случай, что на посиделки приходила учительница и смотрела, кто посещает беседы: 

А учительница ничего не скажет – на следующий день-то в школу придет, она своим учителям рассказывала: «Вот Шурка был там Соловьева, и Дерева, Иванов, там, не знаю… на веселой беседе были там ученики! От нас и начинают…спрашивать. Так только начинается урок – «Соловьев. К доске!» или там «расскажи про то-то…

(Соловьева Александра Михайловна1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович,1924, Уварово, д.)

 

Вообще, не очень охотно звали детей: это было своеобразным сдерживающим началом. Обычно дети сидели на печке, либо стояли около двери, и если, не вмешиваясь в игры и пляски, а если пытались встрять - сразу же прогонялись.

<А с какого возраста ходили туда?>

Лисов А.В.: дак вот эдакие ходили поглядеть. Откроют двери, поглядят – да и домой.  Чуть поменьше, дак нет

<А сидели там…>

Путинцева Г.М.: Так, на полати залезут, да и … глядят.

Лисов А.В.: Сидели? 14-16 –это уже да. В 16 уже зрелые люди, да

(Путинцева Г.М.,1932, Вологда, г., Лисов А.В.,1935, Марьинская, д.)

 

<А как это не пускали?>

Не пускали, выганивали.

<И что говорили?>

"Вы еще малы. Вам делать нечего здесь". А нам ведь охота посмотреть-то.

(Стариков Владимир Васильевич, 1932, Гридино д., Старкова Тамара  Васильевна, 1931, Борисовская д.)

 

Маленьких-то не пускали, но всё равно в двери заглянешь. А старшие не пускали маленьких.

(Вихорева Елизавета Васильевна,1927, Мончагорск г.)

 

На беседе всегда был «ведущий», который следил за порядком: если появлялись пьяные и начинали буянить, их выводили, чтобы они не нарушали порядок. Но, несмотря на это, обычно после бесед были драки. Это было своеобразным обязательным условием бесед.

Девки приносили на беседы керосиновые лампы, и парни очень часто, чтобы беседа была действительно «веселой» разбивали их. После чего начиналась драка. Дрались из-за девок, или просто соревновались между собой. Все начиналось с того, что гармонист запевал какую-то песню «под драку». Иногда дрались «край на край», то есть ребята из своей деревни друг с другом, но чаще с чужой деревней. Дрались камнями, кольями, иногда ножами. Девки или маленькие дети подносили снаряды. Иногда и девки принимали участие в драках, была история про то, что одна девка была такая боевая, что ее воспринимали на уровне парня и даже называли по имени отца.

Вот моя прабабушка, прабабушкина свекровь носила. Она носила почему, вот их было пять парней, мой дедушка был, она шестая была, и она среди мальчиков была, она была как мальчик. Они драться любили, так она в передник, и говорили: «Панкратьевна», звали ее по отчеству, у нее имени не было, Панкратьевна, носила, носила Панкратьевна.

( Каина Лидия Алексеевна ,1926, Раменье, д.)

 

Никто так  не ответил, когда драка заканчивалась, видимо это понимали в самом процессе:

<А заканчивалась когда драка?>

А-а, кто победит – разгонят…

(Серов Борис Павлович, 1929, Енюково, д.)

 

<А как заканчивалась драка когда заканчивалась?>

А как заканчивалась. Видно одни одному надоест, дак разбегутся,

(Евдокия, 1935, Марьинская д.)

 

<А как, до какого момента дрались? Так, наверное, и убить можно? Или до крови до первой?>

Конечно, до крови.

(Соловьева Александра Михайловна, 1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович1924, Уварово, д.)

 

В некоторых деревнях действительно вызывали милицию, но в основном, эти вопросы решали сами:

<А милиция вмешивалась?>

А, милиция строгая была. Если как-нибудь – 2 года давали за сражение.

(Серов Борис Павлович, 1929, Енюково, д.)

 

<А когда в драке брали ножик- милиция не сажала, нет?>

Сажали. Мужчины были выбраны понятыми. По-очереди дежурили мужчины, на середке деревни был сеновал – дак вот который заворокосил, мужчины возьмут на сеновал пихнут, да закроют там. Ну, посидит до вечера, потом выпустят.

(Прохорова П.А.,1918, Синёво, д.)

 

<В рукопашную? Или ножом тоже?>

Вот так, да, то нож, тросточка какая-то.

Приходят на второй день, говорят: «– Ну, как погуляли? – Плохо, говорит, но зато порезались хорошо!»

<А смертные исходы были?>

Конечно, а как же!

<Судили?>

Судили. Не меньше 5 лет

<А вот если просто порезали, судили? Или только за убийство?>

А я так и не знаю. Там по разным причинам.

(Соловьева Александра Михайловна1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович1924, Уварово, д.)

 

Таким образом, помимо того, что на беседах молодежь весело и шумно проводила свободное время, развлекаясь различными способами, при этом совершался определенный коммуникативный акт, который приводил к последствиям, влияющим на будущую жизнь:  в зависимости от того, как танцевала и вела себя девка на беседе, ее могли взять замуж или нет, парни показывая друг перед другом свои таланты, остроумие и силу, тем самым регулировались социальные отношения: выявлялись определенные лидеры, образовались замкнутые группки людей, сплоченных интересами, либо представляющих наиболее ярких и «бойких» ребят в деревне. Это был своеобразный социальный институт, школа, которую надо было (и все с удовольствием это делали) пройти. Здесь надо и себя показать, и на других посмотреть. Многому учили беседы: как правильно себя поставить, как умно преподнести и проявить себя во всей полноте и красоте. Нормы поведения закладывались именно там, и кто превышал их или вообще не обращал на них внимание, был осуждаем. Очень долго деревенские жители не могли привыкнуть к тому, что нынешняя молодежь совсем отошла от бесед, что последующие поколения совсем забыли эту чудесную традицию, которая постепенно ушла в небытие. А сейчас-то, Коля, я не знаю, есть-то беседы-то, веселые?- спрашивает Александра Михайловна своего мужа.

Да нет, кто там ходить-то будет?- с оттенком грусти по забытому прошлому отвечает он. (Соловьева Александра Михайловна1927, Хлебаево, д. Соловьев Николай Михайлович1924, Уварово, д.)