<<   Пронина А. А.  Императив судьбы: кто, как и о чем гадает

В экспедиции 2008 года в Мезенский район Архангельской области были записаны множество рассказов о гаданиях. Впрочем записи, собранные в деревне Азаполье, Жердь и Лампожня не сильно отличались от записей прошлых лет: информанты описывали свой и чужой опыт гаданий, поясняли то, что нам было непонятно. При этом описывали в основном святочные гадания, а на вопрос о том, гадали ли они на другие праздники, говорили, что нет. Но нам повезло: было записано три случая окказиональных гаданий.  Под окказиональными мы будем понимать гадания не соотнесённые с какими-либо праздниками, те, к которым прибегают в особых случаях, и которые, как мы увидим, имеют отличную от календарных функцию. Подробно рассмотрев  случаи обоих типов гаданий, показалось возможным вывести некую взаимосвязь, а точнее сказать, закономерность в их проведении.

Следует начать с календарных гаданий. А.Л. Топорков в статье «Пиковая дама в детском фольклоре» противопоставляя городской тип гадания  традиционной культуре заметил, что «если в обществе традиционного типа дети были включены в культуру взрослых, то для нынешней ситуации характерна существенная независимость, самостоятельность детской субкультуры в целом детского фольклора»[1]  А поскольку мы говорим о традиционной культуре мы будем отталкиваться от первого утверждения и заострим наше внимание на этой вовлечённости детей в культуру взрослых. Для нас важно, что в большинстве случаев старшие женщины, чаще всего из своей семьи, но иногда и чужие бабушки, не только учили девочек гадать, контролировали процесс и разъясняли непонятные символы, но провоцировали его:  

С.Т.Я.: Вот мама испекла шаньги, этот тут Рождество, говорит, меня будит: «Тамарка, ну-ка – я шаньгУ испекла, бежи с шаньгОй». Я шаньгУ в карман положила и побежала по дороге. Бежала, бежала и встретила у колодца Гаврила Кузина. Ой, я обратно побежала: «Ой, я, мама, встретила старика Гаврилу Кузина – говорю – мужик ведь – говорю – что неужели я – говорю – за такого…»

Н.: старика замуж выйду…

С.Т.Я.: А она говорит: «Нет, это можешь выдти за родственника ихного». Вот Зотька-то ведь родственник. Вот за родственника.
(DTxt08_Arch-Mez_08-07-11_SpirihinaTYa_1 08-07-11 Архангельская обл., Мезенский р-н, Мезенское г/п, Заакукурье, д. Спирихина Тамара Яковлевна (в девичестве Владимирова) 1927 Лампожня, д. Надежда (дочь С.Т.Я.) 1956 Заакакурье, д. Хон О.Г., Степанов А.В. DAu08_Arch-Mez_08-07-11_SpirihinaTYa_1)

А иногда не пускали гадать на особо страшные гадания: Дак вот, ну вот такое вот это рассказывала мне это мачеха, да. А опять рассказывала тоже мама, мачеха рассказывала, говорит, мы гадали, она меня не спускала на эти, на расстанья гадать, мы, говорит, гадали на расстаньях.  (DTxt08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI 08-07-07 Архангельская обл., Мезенский р-н, Целегорский с/с, Азаполье, д. Интервью Бобылева Мария Васильевна 1938 Азаполье, д. Бобылев Евгений Иванович 1939 Лешуконский р-н, Юрома, д. Уорнер Э., Истратий В. ,Трощило М.А. DAu08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI_1.wav). 

То есть, относились к этому вполне серьезно (но есть и исключения). В нашем архиве нет таких записей, как, например, в книге А.В. Никитиной, которая ссылаясь на книгу С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», приводит следующий рассказ: девушка решила погадать на суженого-ряженого и положила под подушку гребень, суженый пришёл, но расчесался не сам, а почему-то решил расчесать её и выдрал  половину волос. Девушка стала кричать, прибежали родители, и когда она рассказала  что произошло отец избил её, а потом и мать, которая стала заступаться за дочь. Вообще мужчины как будто выключены из гаданий. Несмотря на то, что парни участвуют в них вместе с девками, но в отличие от последних они не ходят  разъяснениями к бабушкам/дедушкам и часто относятся к этому скорее как к развлечению. То есть они выключены не из самого действия гадания, а находятся вне его семантического поля.

Непонятным остаётся возможный возраст «дозамужнего» гадания и возрастной предел, до которого можно гадать. В основном говорят, что гадали всего один раз, но есть случаи, когда один информант описывает так много разных видов гаданий, непосредственным участником которых он был (не зрителем – участником), что можно предположить, что за одни Святки всего этого не сделать. Таким образом календарные гадания – не единовременное действие, а повторяющееся из года в год практика.

Анализ материала экспедиции этого года и архива СПБГУ показал, что после замужества женщины в календарных гаданиях не участвовали. (исключение: мать контролирует процесс гадания и сама участвует в нём. <Алевтина Павловна, а расскажите поподробнее, как Вы гадали.>

То мы бегали в колодец лучину мыти, а мы ещё знаешь как гадали? Петуха выпускали. У меня дочки выпускали петуха, да я и сидела на печке вязала. Всем кучки налОжили. Я говорю: я ведь тоже невеста. У меня тоже мужа нету. Я тоже невеста, мне-ка кучку положите. Так петух-то ко мне и не подошёл. Столько смеялися. (DTxt08_Arch-Mez_08-07-16_AP 08-07-16 Архангельская обл., Мезенский р-н, Мезенское г/п, Заакакурье, д. Интервью Таранина Алевтина Павловна1919 Заакакурье, д. Хон О.Г., Солдаева А.А.  DAu08_Arch-Mez_08-07-16_TaraninaAP_1

Может быть, именно потому, что большинство календарных гаданий – гадания на замужество.

Естественно, что замужняя женщина или невеста  не могла гадать на замужество. Других доступных девушкам гаданий не было ( хотя существуют и гадания типа «конкретный вопрос – конкретный ответ», в которых вопрос может быть любым, как, например, в гаданиях с вызыванием духа. Но, как отмечает А.В. Никитина, «подобная система ворожбы «конкретный вопрос – конкретный ответ»  свидетельствует об изрядном нарушении нормы традиционного гадания»[2], так как «в традиционном сознании форма иносказания (символическая или загадка) являлась для гаданий <…> нормативной»[3]. Так же гадания на количество детей тоже так или иначе связаны с замужеством.  Хотя в гаданиях построенных на конкретной системе, где ответы(а точнее результаты) вне системы невозможны, был ещё один важный элемент – возможность предсказанной смерти. Но в таком типе гаданий было 3 возможных результата: брак-девичество-смерть. Смерть часто включена в этот состав, но календарных гаданий типа «смерть или жизнь» не было. Таким образом, девушки могли участвовать только в таких гаданиях, которые так или иначе связаны с замужеством (Искл.: вызов духа (хотя: сама Клавдия Васильевна никогда этого не делала [не гадала на костях]. Зато она в молодости с подругой вызывала дух Пушкина. <…>  задают вопросы, а игла перемещается по кругам, и таким образом получается ответ.<…> Но вообще Клавдия Васильевна считает, что в том случае, если можно получить страшный ответ, гадать не стоит. Лучше задавать вопросы вроде: «Когда я выйду Взамуж?» (DTxt08_Arch-Mez_08-07-14_PolyakovaKV 08-07-14Архангельская обл., Мезенский р-н, Мезенское г/п, Заозерье, д. Интервью Полякова Клавдия Васильевна1948 или 1949 Заозерье, д. Пятова Е.В.,  Солдаева А.А.)   

и немногие случаи, когда результат не ограничивается этим кругом вопросов). Судя по всему, после замужества женщины уже не могли участвовать в календарных гаданиях, а скорее всего и в гаданиях вообще. И, наверное, не потому, что не было потребности: почему бы не узнать и после замужества сколько будет детей или о той же смерти, а скорее всего потому, что это было недоступно.

Очевидно, что возможное время «дозамужних» гаданий- период полового созревания. И один из способов осознания перехода на новый этап, в новый биологический и «социальный» возраст- именно гадания. Об этом на примере городской культуры в книге «Фольклор семиотика и/или психоанализ» говорил Алан Дандес, рассматривая вызывание Кровавой Мери как способ девочек пережить без душевных травм биологическое взросление.[4] А на материале традиционной культуры эта проблема была рассмотрена С.Б. Адоньевой в статье «Суженый-ряженый-animus-бес»: «участие в гаданиях старших женщин можно объяснить нравственной опекой, необходимостью провести младших с наименьшими потерями через это определённое возрастом духовное испытание»[5]. «Мистическое ожидание жениха/ ожидание мистического жениха определяющее этот возрастной этап женской жизненной истории, должно быть пережито инициируемой и усвоено ею в традиционных семантических категориях. <…> в быличках контакт с ним [с мистическим суженым] представлен как чреватый смертельной опасностью мистический опыт, тем не менее, предусмотренный традицией для начала женской жизни, времени ожидания» [6]  Таким образом, гадания- обязательный этап

И это мистическое ожидание жениха сопровождается прямым контактом с тем, что можно условно назвать «силами». Но не всегда эти силы так абстрактны. В гаданиях с зеркалом или в аудиентных гаданиях на проруби или  на росстани в речевых формулах, оформляющих гадание чётко определён «адресат» – черти и бесы. Черти метите, только нас не… в общем, мутите, только нас не трогайте! (DTxt08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI08-07-07Архангельская обл., Мезенский р-н, Целегорский с/с, Азаполье, д.ИнтервьюБобылева Мария Васильевна1938Азаполье, д.Бобылев Евгений Иванович1939Лешуконский р-н, Юрома, д.Уорнер Э., Истратий В. ,Трощило М.А.DAu08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI_1). А в образе суженого, как известно, приходил сам чёрт. Однако этот контакт может осуществляться по-разному. В аудиентных гаданиях на росстани или проруби всегда нужно очертится: ножом чертят круг, так же это огораживание выражается и в словесных формулах- «только нас не метите». Но в визуальных гаданиях с зеркалом не предполагается никакого барьера: само зеркало- портал, а вызвав суженого-беса, можно даже поужинать с ним, превратив визуальный контакт в физический, что может привести к плачевным последствиям. Но самый яркий пример такого типа взаимодействия - описание гадания, записанное в 2007 году в деревне Тимощелье: И вздумали смотреться. Значит, я села первой. <…>

Да. Стакан тоненькой этот, не толстой. Нальёшь воды, спустишь кольцо

обручальное.

<А откуда дак кольцо брали?>

У тётки было там. Зеркало поставишь перед тем, две свечи, зеркало и

смотришь. Труби приоткроешь, проклянёшь себя там на две - на три минуты.

<А это как, себя проклясть?>

«Пусть будь я проклята», там, на две – на три минуты.

<Повторять всё время?>

Ну вот. Села, смотрю. Заветилась «что мне будет на селенном году?» Вдруг

приходит череп, голова. Рот открыт, глаза, это, ну, как череп. У тётки дочь была да всё, и оно говорит: «Ну на шубу посмотрели». <…>

<А себя-то проклянёшь, а как потом-то?>

Ну а потом-то дак благословись опять да и всё.

<А благословиться как?>

Господи, благослови. (Мез22-1407-07-13Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/c, Кимжа, д.Приметы, вещие сны, рассказы о гаданияхЖитова Нона Егоровна1925Петрово, д.Уорнер Э., Букавнева Н., Мариничева Ю.Ю.DAu07-032_Arch-Mez_07-07-13_ZhitovaNE)

Таким образом можно предположить, что существовало два способа коммуникации с такими силами: 1. Отгораживание. 2. Вхождение в их пространство или допущение их в своё пространство. (стоит отметить, что присутствие этих сил отмечается и самими информантами <А как еще гадали? Вот когда ставят стакан и блюдце с водой, говорят что-то?>

Я теперь-то.. че-то мешают, а потом уж девки у меня были, одна там на кой была, там на печи, уж сиди не шевелись, а шевелишься – так все, может быть. Худого худо-ти.

<Как это?>

Да.

<А что это значит?>

А окаянный-ти, соблюдайте, чего делаишь

<Кто, кто делает?>

Все могут ти сделать.

<Кто?>

Окаянны.

<Это кто такие?>

Ладно, вы не знаете дак

<Ну расскажите! Нам же интересно.>

Да. Так что.<…>

<Не только на суженого. А кто такие окаянные?>

Да каки окаянные там бегают. На вехах-то всяки разны-ти.  (Мез22-707-07-21Архангельская обл., Мезенский р-н, Дорогорский с/с, Дорогорское, с.Приметы, вещие сны, рассказы о гаданиях Лочехина Клавдия Петровна1929Тимощелье, д.Чечик А.А., Пивоварова А.М.DAu07-091_Arch-Mez_07-07-21_LochehinaKP_1) 

Итак «культурный императив»,  предписывал девушкам необходимость гадать в «дозамужний» период, а оформлению перехода в возраст невесты сопутствовал прямой контакт с демоническими существами. Сложное соотношение религиозности и открытого отступления от православных норм в гаданиях  было рассмотрено в ужде упомянутой  статье «Суженый-ряженый-animus-бес»[7] и мы не будем заострять внимания на этико-религиозном аспекте отношения к гаданиям. Стоит только добавить, что одна из наших информанток на вопрос о святках и ворожбе заметила, что действительно грешна перед Богом и гадала в юности.

Проанализировав функциональную значимость календарных гаданий, следует перейти к их окказиональным типам. Как уже было сказано, предположительно существовал период, когда гадания невозможны, так как после замужества девушки в гаданиях не участвовали. Однако возможность гадать возвращалась с приобретением особого статуса. Записаны четыре случая окказиональных гаданий: 

  1. <А на женихов гадали?>

Нет… А, мы гадали! Мы, знаете, когда в техникуме учились. <…> А вот однажды, всё-таки я запомнила. Училась я в пятом классе, жила я у бабушки, они… родственники. Вот. Зеркало. <Молчит. – Л.М.> В воде опустили золотое колечко. И бабушка загадала, жив ли её сын. <Молчит. – Л.М.> И вот, показалось, что могила и столбик.
<Это бабушке или…>

Бабушке. Бабушке, бабушка на сына. Конечно, жутко было, что вот это. (08-07-19 Архангельская обл., Мезенский р-н, Жердский с/с, Жердь, с.Интервью Ермакова Калиственья Ивановна 1933 Жердь, с. ? Елена Васильевна 1960 ? Востокова Е.С., Матвиевская Л.Ф. DAu08-088_Arch-Mez_08-07-19_ErmakovaKI_1.WMA) 

  1. <Пересказ (записано по памяти): про крест, стоящий на окраине деревни, Клавдия Васильевна рассказала следующее: этот крест она фактически поставила сама, по обету, в 1990 г. Когда её сын был в армии, он пропал без вести, и его долго не могли найти. Тогда Клавдия Васильевна пошла в Кимжу к бабушке-гадалке. <…> Гадалка взяла ножницы за одно кольцо, а другое дала Клавдии Васильевне. Рядом поставили решето. Клавдия Васильевна сказала, что если решето повернётся к ней, то сын вернётся. Решето повернулось, и сын впоследствии нашёлся. Кроме того, бабушка гадала ей по какой-то толстой английской книге с замочком, и вышло, что сын в неволе, но жив.

 (DTxt08_Arch-Mez_08-07-14_PolyakovaKV 08-07-14Архангельская обл., Мезенский р-н, Мезенское г/п, Заозерье, д. Интервью Полякова Клавдия Васильевна1948 или 1949 Заозерье, д. Пятова Е.В.,  Солдаева А.А.) 

  1. Вот вишь я рассказываю вам случай. Это рассказывала мне-ка мачеха. <…> А там у одной значит жонки потерялся мужик. С армии, говорят, пришел, а нету. Ну там где-то уж искали, что говорят вернулся. Там на полях был дом недостроенный, ну печь-то была сбита, вот тоже русская была сбита, но не зашли еще жить-то, это холодной избы, окна вставлены и всё. Эту женщину звали Прасковья, теперь уж нету этих, ну вот а мама-то мне, мачеха рассказывала, мы, говорит, ходили гадали. Холодно! Ну и вот они сели. Надо через хомут, конский хомут, она одевает на голову конский хомут и садится на порог открывает двери, так что хомут, значит, в сторону, и она садится на порог, вот тоже на порог, а что говорила – я не помню, девушки, не могу вам это передать, потому что я уж ни к чему, я забыла. Только уж она сказала так: «Живой, дак ты мне явись!» Вот явись. <…> Она увидала, значит, его, это-то говорит: идет, значит, какой-то мужик, я смотрю, она ведь тоже сидит в хомуте-то с закрытыми глазами, так, да, она говорит: взяла, и этими ножницами отрезала полУ будто. Вот ну сама-то она по себе фактически-то. Ну ладно, она нет…. Че пришла, говорит. Мы, говорит, как худо-хорошо, но фактически мы, говорит, как кончили <разошлись с ней – М.Т.>. Она заревела, закричала, и говорит: мы все с пЕчи соскочили и убежали.

(DTxt08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI 08-07-07 Архангельская обл., Мезенский р-н, Целегорский с/с, Азаполье, д. Интервью Бобылева Мария Васильевна 1938 Азаполье, д. Бобылев Евгений Иванович 1939 Лешуконский р-н, Юрома, д. Уорнер Э., Истратий В.,Трощило М.А. DAu08-167_Arch-Mez_08-07-07_BobylevaMV_BobylevEI_1.wav)

Из примеров видно, что гадали либо замужние женщины, либо бабушки.  А иногда обращались и к знающим. В таких гаданиях узнают не свою судьбу, а судьбу другого человека. При том к таким гаданиям прибегают в экстремальной ситуации и узнают не о будущем, а о настоящем (и сами информанты называют это именно «гаданием») Стоит так же отметить, что система «конкретный вопрос – конкретный ответ», не характерная для традиционных календарных гаданий, естественно, становилась единственной возможной для окказиональных.  

Итак, женщины могли гадать только на двух этапах жизни: период до замужества и «статусный»:  случаев, когда гадали молодки,  не зафиксировано. И если ставить гадания о будущей судьбе и гадания о настоящем в одну систему, воспринимать их как разновидности одного и того же действия, (есть по крайне        мере 3 основания, которые позволяют соотносить их: 1. Сходство форм. 2. Сами информанты называют это гаданиями 3. Это такое же узнавание, как и в календарных гаданиях, но уже настоящего). Первый этап гаданий- коллективное обрядовое действие, или как можно заключить из анализа, «культурный императив». Второй – индивидуальная практика, возможная только в определённом статусе  Скорее всего, чтобы гадать «в статусе», нужно было пройти первый этап (это никогда не оговаривалось в интервью, но если первый этап проходили или должны были проходить все – это логично).  При том, если о том, что девушки принимают участие в календарных гаданиях, знали все, то в случае окказиональных это не афишировалось. Стоит отметить, что не предполагается никакого обучения таким гаданиям. Есть только свидетельства, когда младшие девочки (из своей же семьи) наблюдали за процессом.

Пользуясь терминологией С.Б. Адоньевой, второй этап гаданий можно назвать первой степенью доступа к магической коммуникации, «которая открывается в период, когда человек, вступая во взрослую жизнь, начинает осваивать новый вид деятельности. <…> «Знающими» такие люди себя не считают».[8] В данном случае речь идёт о взаимодействиях с «хозяевами», и о других формах магической практики, для осуществления которой не нужна передача особых знаний. Но представляется возможным перенести эту схему и на гадания. Бабушка, гадавшая на судьбу сына, скорее всего, тоже не считает себя знающей. Судя по всему, предполагается, что женщина должна уметь гадать, именно из-за того, что она проходила это в девичестве, именно потому, что ещё в юность у неё был опыт взаимодействия с силами.  «Культурный императив» гадания, таким образом, предписывает любой женщине функцию гадателя в рамках своей семьи, так как «не-знающие» могли гадать только на судьбу близких. В этом случае мы говорим о старшей женщине(хотя гадать могут и просто замужние) как о члене семьи на которого возложены основные магические функции первой степени, и гадание – одна из них.

 

Литература

  1. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора СПб, 2004.
  2. Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени СПб, 2001.
  3. Забылин М. Русский народ. Обычаи, нравы, предания, суеверия, поэзия. М, 1997.
  4. Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздники в жизни северорусского крестьянина XIX-XX века.
  5. Никитина А.В. Русская демонология СПб, 2006.
  6. Адоньева С.Б., Бажкова Е.В. Функциональные различия в поведении и роли женщины на разных этапах её жизни (по материалам Фольклорного архива СПБГУ // Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1998.
  7. Гепннеп А., Ван Обряды перехода М, 1999.
  8. Дандес А. Фольклор- семиотика и/или психоанализ М, 2003.
  9. Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор: от вызывания пиковой дамы до семейных рассказов/ Сост. А.Ф. Белоусов М, 1998.

 

[1] Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор: от вызывания пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998.

[2] Никитина А.В. Русская демонология. СПб., 2006. С. 337.

[3] Там же. С. 335.

[4] Дандес А. Фольклор- семиотика и/или психоанализ. М., 2003.

[5] Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени. СПб., 2001. С. 84-86.

[6] Там же. С. 95.

[7] Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени. СПб, 2001.

[8] Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004.