<<   Кучумова А. С.  Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи

(на материале фольклорных экспедиций СПбГУ 1998 - 2001 гг., проводившихся на территории Вологодской области)

Совокупность всех предметов в помещении составляет некую целостность, или интерьер. Вещи, помещенные в интерьер (то есть в определенный пространственный контекст) ведут себя определенным образом, их значения изменяются. В нашу задачу входит рассмотрение предметного мира с точки зрения положения предметов в пространстве в связи с их ролью и семантикой.

Мы ограничиваем рассмотрение пространства домом. Дом сам по себе имеет структуру, значит, он делит пространство на части.

По вертикали: чердак - жилое помещение - подвал.

По горизонтали жилое помещение делится в первую очередь на хозяйственную и жилую часть. Граница проходит и внутри, и снаружи: жилая часть снаружи покрашена или сложена из цельных бревен, обустроена и прибрана внутри. Хозяйственная часть преимущественно некрашеная, выглядит менее аккуратно, внутри может быть совсем не прибранной и неструктурированной.

В жилой части дома можно выделить множество фрагментов, причем разделителями могут быть как стены, так и некоторые предметы быта (локативы: стол, печь и др.). "границы внутри дома объективируют социальную структуру семьи, являются выражением особенностей ритуальной, религиозной, хозяйственно-экономической и других видов деятельности человека. Несоблюдение этих границ, точнее, игнорирование приписываемого им содержания, может расцениваться как нарушение правил поведения." (Байбурин 1983 : 134).

Нас в основном интересует именно жилая часть дома: на ее примере проще всего проследить, как меняется смысловое поле предмета в зависимости от его перемещения.

Обращаясь к интерьеру деревенского дома, мы неизбежно сталкиваемся с понятием пространства, которое не имеет ничего общего с пространством физическим. Объективная нечленимая категория пространства при субъективном восприятии делится на семантически нагруженные фрагменты – локусы. Такое пространство дискретно и неоднородно, может восприниматься только опосредованно, через входящие в него вещи. Его плотность напрямую зависит от количества соприкасающихся предметов и внутри дома достигает своего максимума. Набор локусов в доме (да и в вещественном мире тоже) ограничен, и с каждым из них оказывается связан определенный набор значений. Часто можно выделить пространственную доминанту – вещь, являющуюся знаком конкретного локуса, в которой эти значения выражены наиболее полно.

Очевидно, что вещи располагаются в локусах вовсе не случайным образом. Наоборот, определенный фрагмент пространства собирает в себе вполне конкретные вещи, репертуар которых ограничен и определяется их свойствами. А значит, и вещь занимает то или иное положение вовсе не случайно, а в силу закономерностей, которые могут быть выявлены.

Получается, что у любой "вещи" – то есть у каждого объекта действительности можно обнаружить обязательно присутствующий признак, связывающий его с тем локусом, в котором он находится (или location). Location, таким образом, характеризует вещь по ее положению в пространстве (признак вещи, а не пространства). Его значением будет привязка вещи к определенному локусу, в результате которой вещи сообщаются некоторые свойства этого локуса.

Location присуще каждому элементу действительности (теряя характеристику по положению в пространстве, предмет просто выпадает из материального мира) и влияет на его семантику, добавляя некоторый набор значений к семантическому полю предмета.

Термин для этого понятия в русском языке (а значит, и в культуре) отсутствует. Похожие отношения возникают в другой системе координат: это отношения возраста и времени. Можно сказать, что точно так же, как возраст есть субъективное восприятие времени, location оказывается результатом субъективного восприятия пространства. То есть:

возраст   location
=
время   пространство

Очевидно, что возраст отражает относительное положение объекта во времени. Но не по отношению ко времени как к системе координат в целом, а по отношению к самому объекту, к моменту его возникновения. Точно так же location обозначает положение в пространстве не само по себе, а в некоторой субъективной системе координат. (Нетрудно заметить, что пространственные системы координат вкладываются друг в друга по принципу матрешки. В нашем случае все рассматриваемые предметы будут находится внутри дома и рассматриваться именно с этой точки зрения. Хотя с какой-то другой позиции дом сам становится объектом рассмотрения.)

Все объекты действительности с точки зрения location делятся на статические и динамические.

У статических предметов значение location постоянно, они по своей природе неподвижны, и, таким образом, участвуют в формировании основных локусов (то есть одни предметы фиксируются в пространстве с помощью других). "Неподвижные" предметы делят пространство на части, обеспечивая тем самым возможность его восприятия (в нашем случае такими предметами оказываются печка, сам дом).

Предметы динамические бывают двух видов: движущиеся самостоятельно (человек, животные, техника) или передвигаемые (двигать их необязательно, но можно). Казалось бы, и те, и другие обладают относительно большой свободой расположения. При ближайшем рассмотрении оказывается, что значения location этих предметов ограничиваются определенной областью.

Ограничения эти обусловлены как функцией предмета (стол неудобно ставить на крышу), так и некоторой традиционностью. В каждой местности существуют правила построения обстановки дома, обусловленные хотя бы тем, что соседи иногда заходят друг к другу в гости. Можно сказать, что локусы и категория location обязаны своим существованием этим правилам, соблюдение или несоблюдение которых влияет на восприятие предметов.

Локусы

Опишем вкратце интересные нам локусы жилой части деревенского дома, учитывая их расположение относительно основных ориентиров (стен, окон, входа, диагонали "печь - красный угол" (Байбурин 1983 : 125)) и возможное содержание. При этом должны проясниться связи между предметами, причины и механизмы подстановки одного предмета на место другого.

В нашем исследовании красный угол неизбежно становится точкой отсчета, центром выбранной нами системы координат. И действительно, красный угол является центром деревенского дома во всех смыслах: в сакральном, ритуальном, декоративном. Значит, в любом случае положение вещи или человека в доме придется рассматривать относительно красного угла.

Красный уголКрасный уголВнимание человека, вошедшего в дом, первым делом обращается на его символический центр – красный угол. Соответственно, оформляется эта часть дома не только в расчете на "своих" (его жителей), но и для пришедших со стороны, гостей. Поэтому красный угол можно рассматривать как реплику, намеренно создаваемый (то есть художественный) текст, направленный на посетителя и изначально задуманный в расчете на внешнее восприятие.

Таким образом, волей-неволей этот локус со всем содержимым включается в коммуникацию. Поэтому даже самые мелкие декоративные или прикладные детали, помещенные сюда, обретают знаковую функцию, которую нельзя не учитывать.

Красный угол – один из основных ориентиров в деревенской избе, самое парадное и нарядное место в ней – . Он всегда располагается по диагонали от печи. Красных углов может быть несколько (в каждой комнате), поэтому иногда они занимают противоположные углы дома. В Вологодской обл. печь находится около входа, поэтому красный угол оказывается обязательно рядом с окном (или между двумя окнами).

Посмотрим, что можно было увидеть в красном углу в прошлом веке (или еще раньше):

"В красном углу находились объекты, которым придавалась высшая культурная ценность: стол, образа, библия, молитвенные книги, крест, свечи, и позже и фотографии умерших членов семьи. "(Байбурин 1983 : 150)

"В красном углу кроме божницы находился стол. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. + нередко обклеивали <обоями> или выделяли из остального пространства избы." (Русская изба : 31 - 32)

И попробуем сравнить этот список с тем, который получился у нас. Сам красный угол делится натрое по вертикали: в верхней части висят иконы, как правило, одна над другой (получается два яруса , в нижней располагается маленький столик (с телевизором) или большой (обеденный) стол. Деление по вертикали может проводиться другим образом (например, между иконой и обеденным столом крепится угловая полочка с телефоном или чайником, подставкой для различных предметов может служить телевизор), но троичность сохраняется.

Предметы, висящие на стенах рядом с красным углом, составляют, как нам кажется, отдельную группу (с особым репертуаром предметов).

верхний ярус (на полочке, если она есть)

   

декор предметов верхнего яруса

иконы
зеркало
фотографии родственников
репродукции картин
портреты

 

занавески или полотенце
открытки
цветы
фольга
елочные украшения

средний ярус

является повторением верхнего яруса, либо содержит предметы из нижнего:
чайник, телефон, расчески, бумаги
располагается на полочке или телевизоре

нижний ярус (на столике или угловой полке)

   

рядом на стенках (в пределах, но не в центре)

телевизор
телефон
газеты
счета и ценные бумаги
чайник
живые цветы
искусственные цветы
расчески

 

календарь
плакаты
часы
счетчик
радио
выключатель
розетка
ключи
портреты
фотографии родственников

Итак, состав верхнего яруса остался почти что неизменным по сравнению с прошлым веком, только вместо лубочных картинок появились репродукции и добавилось зеркало (хотя не исключено, что и раньше оно могло занимать эту позицию). Здесь основной интерес представляют декоративные элементы. Основные изменения затронули нижнюю часть красного угла. В ней разместились все достижения НТР (телевизор, радио и розетка к ним, телефон и выключатель) – кроме, пожалуй, холодильника, его место все-таки на кухне.

Вертикальная структура красного угла подобна структуре дома, которая повторяет структуру вселенной и (одновременно) человеческого тела:

крыша
жилье
подпол

     

небо
земля
под землей

     

голова
живот
ноги

Хотя однозначно переносить значения, сопутствующие такой структуре на красный угол нельзя, некоторые параллели представляются все же возможными. Например, место образов наверху, как можно выше, под самым потолком соотносится с идеей неба. Тогда как телевизор, традиционно занимающий нижнюю позицию, оказывается подобен предмету с противоположным знаком, (но тоже выпадающему из обыденной реальности). С другой стороны, подчеркивается его значительность, ценность, поскольку для него имеется специальная подставка – столик (вроде бы, он и не большой обеденный стол, но располагается на его традиционном месте).

Печной угол противоположный красному углу во всех отношениях. Это хозяйственный фрагмент дома (кухня), тяготеющий к его непарадной части – двору. В кухне находится раковина, плита, стоит шкафчик с посудой и прочая утварь. Часто кухонный угол отгораживается от остального помещения перегородкой и из угла превращается в отдельную комнату, в которой появляется свой стол и свой, маленький, красный угол.

Собственно, остальные фрагменты пространства, кроме печного и красного угла образуются либо с помощью перегородок (и тогда они представляют собой отдельные комнаты, строящиеся по принципу целого), либо вокруг локативов (см. выше). Некоторые предметы мебели, благодаря своим размерам и семантике, объединяют вокруг себя более мелкие предметы. Это стол, кровать, посудный шкаф и др. На столе, покрытом скатертью или клеенкой, обязательно что-то стоит: чайник, сахарница, радиоприемник, телефон, лежат ручки и расчески. Над столом может образоваться маленькая картинная или открыточная галерея, висят календари и плакаты. Здесь декоративные элементы, имеющие факультативное значение в красном углу, обретают самостоятельную ценность.

Кровать обычно стоит во внутреннем помещении, самом дальнем от входа, вдоль стены и покрыта покрывалом, иногда самодельным: с кружевом или из лоскутком. Такое покрывало составляет предмет гордости хозяев. Иногда кровать отгораживается специальной занавеской. На кровати могут лежать подушки горкой. В домах у одиноких старых женщин на кровати могут лежать игрушки. С ними никто не играет, но хозяин обычно о них заботится. Для чего это делается – не понятно. Часто над кроватью вешается ковер или репродукции самого разного рода.

Репертуар ковров, как ни странно, достаточно однообразен. Встречаются настенные ковры со сложным орнаментом, но предпочтение явно отдается сюжетным изображениям. Наше внимание привлек ковер с уже возникавшим сюжетом "Три богатыря", висевший в 3 разных домах в Ухтоме (очень характерный сюжет для картины в красном углу). Не менее часто попадаются различные ковры с оленями. Происхождение сюжета непонятно. Видимо, в его распространении следует винить нашу текстильную промышленность, поскольку ковры с оленями висят и на многих дачах жителей нашего города. Несомненно только, что новшество пришлось по вкусам жителям различных частей нашей страны.

Попробуем отметить сходство основных заменяющих друг друга предметов, появляющихся в красном углу

Во-первых, это сходство по функции :

  • икона – отвечает за общение с Богом;
  • зеркало – с иным миром;
  • фотографии – с членами рода, с предками;
  • телефон – общение с людьми;
  • телевизор – передает информацию об окружающем мире.

Красный угол

Таким образом, в красном углу оказываются сосредоточены все возможные средства коммуникации для любых сторон жизни (действительной, ритуальной, религиозной + ), являющиеся источниками или "приемниками" информации. Благодаря такой ситуации любой предмет в контексте красного угла наделяется дополнительной семантикой общения, сообщения, связи с чем-то.

ЗеркалоВо-вторых, сходство помещенных в красный угол предметов по их геометрической форме: это обязательно прямоугольник. Икона, зеркало, фотография, картина, телевизор, наконец, обеденный стол или столик всегда имеют прямоугольную форму. Правда, прямоугольная форма доминирует над всеми остальными в пределах любого дома: печь, стол, кровать, ковры, половики и практически все остальные вещи прямоугольны, ибо так они лучше вписываются в прямоугольное жилище. Но красный угол – все-таки угол, его форма – треугольник, и в этом случае формы предметов вступают в противоречие с содержащим их локусом. За счет этого противостояния обыденная форма обыденных предметов акцентируется и приобретает новое прочтение. Кроме того, отмеченный нами прямоугольник вписывается в интерьер дома, занимает в нем определенное место (в красном углу, например) и может вмещать в себе произвольное содержание, за которое хозяин дома как бы и не отвечает. Крайний случай в нашем списке – зеркало. Оно представляет собой прямоугольник, потенциально вмещающий в себя все возможное множество отражений. Правда, в реальности эти отражения ограничены ближайшими соседями, да и вообще в зеркало смотреться не принято. Близки к зеркалу фотографии, возможное содержание которых ограничивается близкими родственниками хозяев. Репертуар икон и картин достаточно постоянен, и чаще всего содержит изображения людей (как и уже перечисленные предметы). Телевизор немного подрывает нарисованную стройную систему, но, с другой стороны, только подтверждает ее. Хозяин телевизора абсолютно не отвечает за его содержание. Ни он сам, ни его гости не могут предполагать, что конкретно они увидят в следующий момент. Мало того, изображение в телевизоре постоянно меняется, как и в зеркале, но, в отличие от последнего, оно непредсказуемо. (Может, именно поэтому выключенный телевизор закрывается салфеткой. Вспомним зеркало, которое завешивается, если в доме покойник, чтобы он не отразился и не нарушил тем самым картину мира.) Получается, что все эти прямоугольные вещи являются рамкой. Рамка однозначно и четко привязана к определенному месту в доме, а вот содержание может быть любым. Таким образом, мы наблюдаем механизм привязки чужеродной дому информации к конкретному месту в доме (и в мире), механизм ее освоения. Некоторая информация, заключенная в раму и поставленная на определенное заранее место, теряет большую часть своей новизны и чужеродности и в таком виде может быть усвоена.

Описанный нами материал позволяет говорить о влиянии пространственного окружения, в который попадает та или иная вещь на ее семантику. Вещи с тождественной формой и сходными функциями могут замещать одна другую в конкретной точке деревенского дома. Это замещение можно рассматривать как функциональное и семантическое: оказываясь на месте вещи1, вещь2 начинает выполнять ее функции. Кроме того, семантика вещи2 обогащается за счет семантики вещи1, они начинают стремиться к тождеству.

Так обстоит дело на уровне статических предметов. Человек же постоянно меняет место своего пребывания. Свободно перемещаясь в пространстве, человек (уже субъект, а не объект) вступает во взаимодействие с вещами, с правилами их расположения – и попадает под действие этих правил. Свобода перемещения человека в рамках традиционного жилища оказывается ограниченной. Вопрос о влиянии пространства на человека представляется нам заслуживающим внимания и требует отдельного исследования.

Литература:

  1. Байбурин 1983 - Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
  2. Байбурин 1989 - Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
  3. Байбурин 1996 - Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина, 1996, N 3. с. 2-3.
  4. Мазалова 2001 - Мазалова Н.Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001.
  5. Мороз - Мороз А.Б. Лежит брус во всю русь // Живая старина, 1996, N 3. с. 29-32.
  6. Новик 1998 - Новик Е.С. "Вещь-знак" и "вещь-жест": к семиотической интерпретации фетишей // Вестник РГГУ. Вып.2. М.: 1998. С.79-97.
  7. Раевский - Раевский Д.С. Изобразительные тексты: пределы постижения // Живая старина, 1996, N 3. с.18-20.
  8. Русская изба. – Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.