<<   Хотина С. В.  "Шутки", "притворы" и прочие "глупости" свадебном ритуале Мезенского района Архангельской области

Наше знакомство со свадебной традицией Архангельской области началось еще до прибытия в поле, поскольку в самом Архангельске мы посетили выставку, посвященную свадьбе. Там мы увидели борону, на которой почему-то возил в баню молодых, услышали про блины, которые кто-то почему-то должен был украсть. После такого не мудрено, что собиратели обязательно спрашивали об этом во время интервью. Очень часто случалось, что рассказы о краже блинов по инициативе самих информантов перетекали в рассказы о том, как свекровь тащат в баню, о краже невесты, и прочих «притворах» и «шутках». «Много было притворов всяких», которые устраивали «так, для интересу», «ради шутки». «Это все так для шутки ведь». «Хулиганили», «сделают что-нибудь такое и «похехекиваются». «Да вот так, ну чтобы веселее была свадьба». Иногда это называют глупостью, но добавляют, что «это же зато веселей, чего постно сидеть-то смотреть друг-то на друга».

По словам одной из информанток,  свадьба начинается с выкупа невесты, а заканчивается баенным. В настоящем докладе будут описаны наиболее распространенные «проказы», происходившие за это время.  При этом информанты единодушно говорили, что вся суть этих обычаев,  в том, чтобы людям было весело. Так с шутками подменяют невесту на старуху, бьют посуду, разбрасывают уголь, перья, чтоб невеста подметала, складывают в ползунки деньги за мальчика или за девочку.

Мы не будем подробно останавливаться на том, к какому времени относится рассказ информантов, поскольку суждения по этому поводу оказывались крайне противоречивыми. Например, например, кражу невесты называют и современным  обычаем, и чем-то, что уже «не сохранилось, наверно, пораньше было дак». Говорили, что у соседей дочку в какую-то баню таскали, а сами они не мылись дак.

Жених должен был выкупать невесту. Выкупа требовали подружки невесты. В качестве выкупа принимались деньги и конфеты. Вырезали следы из бумаги, по ним надо было идти, например, с реки до дома, и называть ласковое слово, или угадать, какой из следов принадлежит невесте. Поднимаясь на крыльцо, надо было давать по копейке за каждую ступеньку, за открывание каждой двери исполнять желание или класть денюжку. Выкуп просили также за заложенные ворота. Рассказывали и о том, что жениху пришлось положить денюжку на каждый горошек на платке, принадлежащий невесте. Также замыкали дверь, за которой была невеста, клали ключ в трехлитровую банку с водой, и жениху приходилось выпить всю воду.

Одним из наиболее распространенных является обычай загораживать дорогу. Ведь «если дорогу не закрыли, дак что, как молодые жить-то будут? Ведь худо жить будут. Надо обязательно дорогу закрыть. Ну, может, это и не так, но все равно, есть такое поверье есть, вот так вот это сделают».

Перегораживают дорогу как на пути в сельсовет, так и на пути домой. Причем делали это ближе к деревне, чтоб далеко не ходить.Впрочем, для начала могут просто занять машину, на которой собираются ехать. Дорогу закрывают бревном или жердью, или протягивают веревку, так чтобы машина не проехала, или сами встанут, причем «это же выдержать надо: на тебя машина едет. А некоторые упорно стоят, ну а потом их угощают вином, конфетами». В качестве выкупа фигурирует также литр самогона, естественно, в зависимости от того, кто загораживал – мужики, девушки или старухи.  Интересно то, что в этом, как и в прочих обрядах, могли принимать участие, по одним сообщениям, только определенные участники ритуала, а по другим – любые из приглашенных гостей, или это могли делать «хош посторонние люди вообще». Так например, информантка рассказала, что когда они шли с подругой из леса, они увидели свадебные машины и «взяли плат с головы сняли, связали  вместе посреди дороги». Молодожены это «невзлюбили, но все равно дали конфет». Дорогу могли также загораживать лодками на реке. Выкупать дорогу должны дружки. А в то время, когда дорогу загораживали, могли украсть невесту: «утащат да упрятают невесту дак». Надо было выкупать. Дружка должен все время следить за невестой, потому что «поверьте, желающих покуситься на невесту очень много».

Как еще могли шутить и притворяться. Когда молодые собрались переходить через порог, невеста «ногу стала поднимать, а ей раз – стащили». Тогда у жениха требовали выкуп. Туфель могут украсть также и под столом. Тому, кто это сделал подружки невесты наливали в туфель вино.

Во время свадебного пира стреляют из ружья. Например, информант, когда был маленьким, стрелял у соседей под окном. «Ради шутки» мужики могли также стрелять, когда молодые на лошадях возвращаются домой, чтоб лошадь испугалась и всем была потеха. Во время застолья могут украсть место молодых, «кто–нибуть возьмет и сядет на место. И выкупайте».

Наутро молодых закрывают в доме, чтоб не вышли. А поэтому они могли ночевать не дома, и никто не знал, где они ночуют. Если все-таки закроют, то дружки платят выкуп.  

На второй день могут украсть тещу или потащить ее в баню, тогда зять выкупает тещу. Однако как правило в баню таскают свекровь. Информантка говорила, что ее таскали в баню и в качестве свекрови и в качестве тещи.  Свекровь волокут в баню на чумке, то есть на санях. Причем тащить могли на граблях на телеге, чтоб добрая была. Могут протащить целый квартал, к бане везут кругами. А остальные идут сзади. За санями может бежать и невеста. И если свадьба летом, все равно тащат на санях. Одна информантка сказала о том, что свекровь тоже выкупают, но все-таки до бани ее дотаскивают. Ее должны тащить дружки, но поскольку летом, например, это особенно тяжело, тащат все. Обратно тоже должны притащить мужики.

Свекровь тащат в баню, где кто-то недавно мылся, вымазывают сажей и возвращают обратно. Могли не только измазать, но и хлестать веником. Правда, для свекрови это не было неожиданностью, одна информантка рассказывает. Как ее соседка была за столом в красивом платье, а потом как-то переоделась в рабочую одежду, потому что на улице грязно.  Теперь невестка должна ее омыть, вымыть, отереть и одеть, например, в красивый халат и вывести из бани. Могут спрятать даже умывальник, чтоб его выкупали. Нас интересовал вопрос, моют ли ее на самом деле. Нет, не моют, а «полотенце навяжут и все вот». «И что там делали? Ничего. Будто ты мыться, а ничего. Лицо помоют, да и все».

Нам говорили, что это «уж отмерло, потому что стесняются». С другой стороны этот обряд был в свадьбах, которые праздновали совсем недавно. 

На третий день моются в бане в доме жениха. Но перед баней опять могут украсть невесту. Баню могут запирать. Тогда ее надо выкупить, чтоб туда войти.

В то время как топят баню, кто-нибудь может нарядиться баенником и требовать денег – иначе угрожает полезть плясать на стол.  Одна информантка  рассказывала, что наряжалась баенником: одевала шапку набекрень, сапоги, большую шубу ремнем подвязывала. Она же отдавала команду, тащить в баню тещу, вместо молодых, чтоб тещу выкупали.

Молодых запирают в бане. Информантка рассказывала, как во время свадьбы сына соседки закрыла молодых в бане на целых два часа, чего никто не ожидал, и не догадывались, кто это сделал. Потому что найти того, кто запер баню – «это дело искусства».

Молодым могут напроказить в бане тем, что залезают к ним и мажут сажей. Поэтому их иногда сторожил баенник.

По разным сведениям, баню топят родители, крестный. В основном, топят дружки, они так же должны караулить, чтоб никто не  залез на крышу и не залил баню. Кто-то отвлекает, а кто-то лезет и заливает. В баню молодых тащат на одеяле, или кладут на сани борону, чтобы молодые откупились, тогда борону снимают. Когда молодые возвращаются из бани, например, на телеге, украшенной вениками, и в этой телеге катают их по деревне.

После бани приглашали гостей – это был баенный обед. И теща должна принести блины на стол. Вокруг этих блинов сосредоточены, пожалуй, самые захватывающие события. «С блинами – о, как весело с блинами!» Про обычай с кражей блинов одна из информанток сказала, что это «типа игры ли че ли там». Однако кражу блинов и заливание бани можно назвать реально переживаемым соревнованием, результат которого, как правило, не предопределен. Некоторые сообщают, что блины обязательно украдут, «все равно подкараулят ее, куда они прячет и стащат», а некоторые истории говорят о настоящем состязании. «Одни стараются сохранить тайну, а другие изо всех сил узнать ее. И вот вся суть в этой хохме, в интриге этой». Результат состязания зависит от того, у кого какая фантазия.

На свадьбе гости требуют от божатки блины со словами: «Подавай давай  -или вино давай или вот это давай!» Блины также печет теща. Однако могут быть исключения. Одна информантка вспоминает, что у ее дочери блины пекли не с их стороны. У одной девушки не было божатки, и печь блины поручили женщине, которая знает. Важны не только кулинарные способности, чтобы напечь на всех гостей, даже целое ведро. Блины непременно должны быть поданы на стол горячими. Если деревня невесты находится очень далеко, теща договаривается с кем-нибудь, чтобы в их доме испечь длины.

Но главное – сделать так, чтобы блины не украли. Поэтому, когда сын одной информантки женился на неместной девушке, блинами занималась свекровь, потому что божатка «да что она понимает, куда ей». Божатка испекла и рано утром принесла свекрови на хранение.

Блины крадут со стороны невесты или, наоборот, со стороны жениха. Или «крадут хошь с какой стороны, лишь бы украли, крадут свадебщики», любые из тех, кто гуляет за столом.

Причем вор должен быть «умнее любого профессора», потому что надо «незаметно войти да блины украсть да и унести в другой дом» (со слов похитителя).  Воровали по двое – «одному не сделать».  Блины надо было украсть из печки или оттуда, куда прятали. Например, бабка сидела качала зыбку, к ней вошли и спросили сбрую, она отвлеклась и украли. А один раз «просто вынули раму и таким образом проникли в дом и уперли».

Божатка или теща делает всевозможные обманки. Пекут специальные обманные блины, чтоб «когда украдут, не было обидно». Блины прячут в сарае, под сено, во хлеве. Половину уносят в один дом, половину – в другой. Иногда хозяева и не знают, что у них там блины спрятаны. Особым шиком является то, что божатка сама сохранила и никуда не носила: «Искали по всей деревне, а они лежали в старой печке». Искренне гордятся тем, что блины у них так и не удалось украсть. «Обошлось», – с гордостью сообщила нам информантка, которая прятала блины во время свадьбы дочери.

 

Но опасность не только в том, что блины украдут, их могут отобрать по дороге к дому жениха. Когда блины переправляли из одной деревни в другую, в машину взяли кастрюлю, наполненную кирпичами.  Машину остановили, отобрали кастрюлю, но безуспешно. А настоящие блины не украли, потому что с ними пробрались как-то аккуратно. А один информант даже распорол руку – так защищал блины, если б не это  - ни за что бы не отдал, отобрали на пороге, когда нес блины, которые удалось спрятать!

Информант, который был дружкой на свадьбе, расстраивался из-за того, что теща обманула и блины таки на стол сама доставила. Неудачливый похититель рассказывает: «Я хитрый, но она обхитрила меня. Она блины-то взяла и засыпала картофелью».  « У меня нету, - говорит, - вот чугун с картошкой, посмотри сам». Че я вижу: правильно, картошка. Ушел, и блины сзади за мной идут».

Но даже если блины украли и потом выкупили, вместо них могут принести кастрюлю, а там сухари, корки или петух. И требуют выкупать еще раз.

К сожалению, не удалось прояснить вопрос о том, кто ищет блины и как сообщают о том, кто их украл. Один информант на наш вопрос ответил, что ищут их никак не дружки, потому что дружки не пекли. Другие, наоборот, говорят, что искали со стороны жениха или вообще все. Нельзя также не обратить внимания на противоречия относительно того, кто принимает участие в обрядах. Несомненно, тема требует дальнейшего исследования.