<<   Кучумова А. С.  Семиотика убранства дома

Отчет по материалам фольклорной экспедиции СПбГУ, проводившейся в июле 2000 г. в Киснемском с/с Вашкинского района Вологодской обл.

В моем докладе будут рассматриваться и анализироваться материалы, собранные в Вашкинском районе Вологодской области мной или моими коллегами. Некоторые моменты оказываются сходными для всей области, некоторые встречаются только в одном сельсовете.

Под убранством мы будем в первую очередь понимать декор . то есть те предметы, которые осознаются хозяевами дома как украшения. Все украшения дома делятся естественным образом на внешние и внутренние.

Внешнее убранство

Среди внешних украшений нужно выделить в первую очередь резьбу. Этот элемент внешнего вида жилища является факультативным, и его наличие или отсутствие определяет существующая в данной местности традиция: в одних деревнях принято украшать дом резьбой, в других . не принято. Хотя в некоторых случаях резьба может быть расценена как показатель достатка, даже богатства.

Если дом выделяется на фоне окружающих, он может вызывать негативную реакцию у жителей деревни (как слишком бедный, разваливающийся, так и слишком богатый). В 1998 г. в с. Покровское нам рассказали, что резьба на одном из домов якобы была снята с деревянной церкви, впоследствии сгоревшей.

Существуют постоянные мотивы-знаки, обозначающие статус жителей дома и общие для всех регионов, в которых мы были. Это красные звезды на воротах (нам сообщали две интерпретации: в доме живут военные или кто-то из его жителей погиб на войне). Происхождение этого знака не обязательно связано с советским периодом, но явно достаточно позднее. Существует и традиционное украшение со сходной символикой, которое на самом деле не является украшением, поскольку появляется во время проводов в солдаты. Над крыльцом или на внешних углах многих домов в д. Тарасьево, Сидорово и др. укреплены засохшие веточки, украшенные разноцветными ленточками. Такую веточку вешает мать, провожающая сына в армию. Веточка остается на месте до его возвращения.

<А вот здесь такие веточки ставят на дом, когда парень в армию уходит.>

Это раньше было, я сейчас дак не знаю. Веточки ставят.

<А вот что это значит?>

Означает, что веточка должна дождаться его домой. Обязательно должна дождаться.

<А тряпочки кто повязывает на веточку?>

А про тряпочки я не могу ничего сказать. Я, у меня братьей не было, я в армию не провожала, мужа проводила в армию, дак вот веточку выломали и на дом при..., ну, прикрепили. А вот он не вернулси. Война была, дак он не вернулси.

<А когда веточку снимают?>

Домой придут, наверно. А домой не придут дак вот когда снимают - я, это вопрос, я никогда не задавалась. Не знаю. У нас была веточка так вот. Мать, наверно, его снимала, не вернулси, потом я уехала оттуда, от свекрови.

<А это любое дерево?>

А по-моему березовую делают. По-моему березу.

(Кирюшина Лидия Васильевна, 2000)


<Веточки на домах стоят с тряпочками - это что такое?>

Это у кого в армию уходят.

<А кто это ставит веточки такие?>

Мама.

<Мама? А из какого дерева ломают?>

Большинство из березы.

<А зачем завязывают эти тряпочки?>

Тряпочки - я не знаю. Как в армию ушел так эту веточку пока из армии не придет.

<А потом что? Снимается?>

Снимается.

<А кто ее снимает? Сам снимает или мать снимает?>

Нет, мать снимает.

<И что с ней дальше? Куда ее девают?>

Не знаю, я сама не ходила.

(Баскова)

Про тот же обряд нам рассказывали в 1998 в с. Покровское, только там речь шла о сосновой веточке, которую вешали над воротами. (Шурупова Людмила Александровна )

Можно сказать, что внешний вид дома сообщает о социальном статусе его владельцев: об их богатстве, об их отношениях с другими жителями деревни и о военном положении мужчин.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство намного более разнообразно. Вот как можно классифицировать его элементы по их назначению с городской точки зрения:

Предметы быта: телевизор, телефон, часы, посуда, зеркало, мебель, календарь и т.д. Почти все они могут одновременно украшать квартиру, но первичным остается их бытовое назначение (в зеркало смотрятся, по часам определяют время).

Декор: фотографии, картины, иконы, цветы, игрушки, статуэтки, настенные ковры, рукоделие (вышитые скатерти, салфетки, коврики, половики и т.д.) Ценность этих предметов исключительно эстетическая.

Если присмотреться к содержимому деревенского дома, к тому, как перечисленные предметы располагаются, можно заключить, что классификация предметов по их назначению будет иной. Кроме бытовых предметов и собственно украшений необходимо выделить ритуальные предметы, в число которых попадают в первую очередь образа и зеркало, а также иголки, булавки и ножницы.

Любой из этих предметов может появиться на стене дома (булавки воткнуты в обои, ножницы раскрыты и висят на гвозде обязательно остриями вниз). Иголки, булавки и ножницы совпадают по местоположению с декоративными предметами, но у них другая роль - ритуальная. В Глушковском с/с Блеозерского р-на и в Ухтоме булавку прикалывают на одежду в качестве оберега от сглаза и всего дурного вообще. Острые железные предметы (ножницы, топор) кладут под порог или укрепляют над косяком от ходячих покойников.

Икона является украшением, но выпадает из ряда только декоративных предметов по сходным причинам: она играет видную роль в обрядовой реальности.

  1. икона присутствует в окказиональных обрядах (пожар, обход скота):

    (Как заводить скотину в хлев) Нужно зайти в сарай с иконкой в руках и сказать: "Господи, благослови, помилуй, Господи, в благой час до во святой". Перекреститься.

    Кирюшина Лидия Михайловна обходила дом с иконой во время пожара.

    В весенний Егорий пастух обходил скотину с решетом, в которое ставили икону. В Ухтоме во многих домах висят иконы Егория при входе на двор, у Котовой Анны Николаевны - в хлеву.

    (Как просить хозяина принять скотину) "Хозяин-батюшка, хозяйка-матушка, малые детушки, примите мои <имя скотины>, поите, кормите, своим кусочком заводите, как я пою, кормлю, своим кусочком завожу. Во веки веков. Аминь". Перекреститься в каждый угол хлева, поворачиваясь по солнцу. В руках держать иконку.

  2. во время свадебного обряда невесту благословляют иконой;
  3. за неправильные действия, совершенные с иконой, (или даже намерения) следует наказание:
  4. Серова О.В.: продала икону, купила бутылку водки - у нее рука отсохла. (Серова Ольга Владимировна, 2000)

    Парень хотел выковырять из оклада иконы Параскевы Пятницы камушки, и та во сне колола его шилом. (Бучилова Марья Степановна, 1998)

    Смирнова А.А. говорит, что икону нельзя было повесить, ее бы сразу утащили коммунисты.

  5. Наконец, очень часто сообщают, что на образа надо молиться.

В городском жилище ритуальная составляющая в большинстве случаев отсутствует. На особенное положение иконы указывает и ее местонахождение: иконы располагается только в красном углу или вокруг него - то есть в определенном, специально для них предназначенном ритуальном месте с повышенной семантикой. Хотя в некоторых случаях (у Буслаевой Ольги Петровны, д. Чисти) икона висит посреди стены, а в красном углу стоит телевизор.

Еще один важный ритуальный элемент интерьера - зеркало. Зеркала в деревенском доме бывают разные. Одни располагаются невысоко, могут быть любого размера. Другие (таких больше) висят под потолком, причем под углом к стене, так, что посмотреться в них невозможно.

Ритуальная семантика зеркала представляется очевидной и городскому жителю:

  1. Зеркала завешивают, если в доме покойник.
  2. Ой, у нас была старуха то была, это, эвакуированна, так она поглядит, было, в зеркало, да скажет судьбу. Вот, было, какая старуха. она хорошо знала. Все эти, святки, она поглядит как в зеркало - и скажет судьбу.

В зеркало глядятся для того, чтобы узнать судьбу, суженого с помощью того, кто знает, какой-то силы. Получается, что зеркало может быть средством коммуникации с иным миром, в этом оно близко иконе.

Функциональное сходство иконы и зеркала подчеркивается еще и тем, что оба эти предмета могут находиться в одной семантической и пространственной позиции - в красном углу. Красный угол украшается очень тщательно, так, что почти всегда выделяется. Но украшает его каждый по-своему. Например, в доме Аникичева Игоря Васильевича в красном углу стоит расписной палехский столик.

Икона, даже если она в окладе, часто украшается блестящими фантиками от конфет. В одном из домов икона была украшена крестами, вырезанными из оберток от сникерсов. В Ухтоме показывали очень маленькую и старую икону, преподнося ее как редкость, - в огромном окладе из фольги. За икону могут заткнуть сухие цветы. Ни разу не встретилась божница с занавесью или с полотенцем, зато в одном доме в красном углу (то есть на месте иконы) висит зеркало, убранное полотенцем и разноцветными фантиками.

Рядом с иконой - не в самом красном углу, а на стенах вокруг - часто вещают календари с репродукциями икон или просто с картинами, иногда на календаре отмечены праздники, любая важная информация. Стоит задуматься о том, как связана икона и красный угол в целом с идеей счета времени, поскольку в четырех домах мне встретилось сочетание икона - календарь - настенные часы.

В красном углу на месте иконы могут появляться и другие элементы декора. Это фотографии родственников (давно умерших или отсутствующих) или картины. В этом случае они заменяют икону, а значит, выполняют ее роль. Фотографии родственников в этом смысле довольно легко интерпретировать. Они висят почти в каждом доме у старых людей, не обязательно в красном углу, но на видном месте (на стенах или в серванте) и именно эти родственники поминаются и вспоминаются, с ними хозяин дома как-то взаимодействует. Фотографии с удовольствием показывают и рассказывают о них, но на видное место выставляют не все. Шурупова Людмила Александровна показывала нам "неприличные" фотографии детей и внуков на пляже в купальниках, спрятанные подальше.

Часто на стены дома вешают фотографии хозяев в молодости.

Сложнее обстоит дело с репродукциями картин. Их репертуар не очень разнообразен: нам встречались картины Васнецова ("Три богатыря", "Иван-царевич и серый волк"), "Июльский полдень" и портрет А.С. Пушкина (в позиции красного угла), в одном из домов (у Абакумова) на стене висели пейзажи, в другом - картины брата-художника (Лебедев Николай Иванович (автопортрет брата, какой-то гетман, иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная")

Портрет Пушкина дает простор для воображения, поскольку может интерпретироваться как изображение всеобщего предка или всевышнего помощника. Картины Васнецова могут быть соотнесены с лубочными картинками, традиционно украшающими стены жилища и красный угол. "...их крепили на стене и считали вторым, после икон, украшением жилища." (Русская изба, с .89.) Лубочные чаще всего представляли собой копии икон, сцены из Писания, или отсылали к собственно фольклорным образам и сюжетам. Достаточно популярны изображения богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича и т.д.) и сказочных героев. Картины Васнецова, ориентированные именно на народное творчество, замечательно вписываются в деревенский интерьер.

На полочке в красном углу действительно хранятся ценные бумаги из самых различных областей: это могут быть письма, счета. У одной нашей информантки под иконой лежала бумажка с заговором (хотя обычно они лежат в более укромном месте).

В красном углу могут находиться не только декоративные, но и совершенно бытовые предметы, не играющие в городском жилище особенной роли. Это во-первых телевизор. В городском быту телевизор очень редко ставится в угол и под углом - это неудобно с практической точки зрения. В деревне же он находится именно в красном углу в большинстве случаев (мне встречались случаи, когда телевизор стоит под иконой или просто так). Там же может стоять и телефон (хотя это уже не обязательно), иногда лежат газеты. а ссылка на телевизор как на абсолютно объективный источник информации возможна в рассказе о чем угодно, особенно часто - в рассказах религиозных или эсхатологических:

Тоже, тоже слыхала. И видала, кажется. По телевизору. Адам и Дева. Они сотворили этого, Христа дак.

(Клочьева Елена Федоровна, Вологодская обл., Куностьский с/с, д. Маэкса. 1998.)  


(станция)

Кружится, да, и летает. Вот может месяц пролетает. А как кончит летать, значит, мир кончится, свет белый кончится, жизнь кончится человеческая.

<И когда это будет?>

Дак вот э, сказали, говорят по телевизору.

<По телевизору сказали?>

Да, да-да-да.

<А кто-нибудь останется после конца света?>

Этого ничего не сказали.  

(Афоничева Анна Алексеевна, 1925 г .р., д. Аношино. Зап. 07-07-1999, Куностьский с/с, д. Нижняя Мондома.)

Поскольку позиция красного угла явно маркирована, стоит обратить внимание на все эти предметы, на их свойства и назначение.

  • икона отвечает за общение с Богом;
  • зеркало - с иным миром;
  • фотографии - с членами рода, с предками;
  • телефон - общение с людьми;
  • телевизор - передает информацию об окружающем мире.

Таким образом, в красном углу оказываются сосредоточены все возможные средства коммуникации для любых сторон жизни (действительной, ритуальной, религиозной), являющиеся источниками или "приемниками" информации. Благодаря такой ситуации любой предмет в контексте красного угла наделяется дополнительной семантикой общения, сообщения, связи с чем-то.

Но существуют предметы, которые в красном углу находиться не могут, а располагаются обычно напротив. Например, в доме одной из информанток, напротив "июльского полдня", находится картина, изображающая Ленина со Сталиным на скамеечке в летнем парке.

"Михайловна, возьми ты у нас эту" - "Давай я куплю. " Рамка старая была, так мы положили новое стекло, я все вымыла, дедка сделала рамку и вот наша старые руководители Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин. Старинная картина! Ее очень редко где можно встретить. Вот, вот и берегу. Здесь приезжал, ну был еврей у нас главный врач тут последнее время, он заходил ко мне, пришел и говорит: "Да ты что, не можешь убрать этих мазуриков! " /смеется/. Я говорю: "Я при них выучилась. Меня они ничего худого не сделали. А что занимались там Сталин, как говорится, много людей уничтожил, дак я ни при чем тут, он меня ничего худого, я при ем выучилась - так чего я буду его выкидывать?" Так вот, вот висит еще старая картина.  (Кирюшина Лидия Михайловна, 2000 г .)

Из той же тематики - портрет Гагарина, встречающийся постоянно (дважды в Киснеме, в одном доме - в прихожей, в другом - на кухне, несколько раз в Ухтоме). При этом в таком доме, в другой комнате в красном углу могут висеть и иконы.

Интересно, что практически во всех подобных случаях хозяева дома работали раньше в "социальной сфере" - то есть не в колхозе (в столовой, в больнице, в начальниках и т.д.).

Люди, работающие не в колхозе, довольно сильно выделяются. При рассказе о праздниках предпочтение оказывается "советским". Именно такие люди на вопрос о Святках не могут ничего сказать, зато подробно рассказывают про то, как Новый год справляли или Восьмое марта. В разговоре о праздниках и о своей жизни они обязательно упоминают "свой коллектив", отделяя себя от других жителей деревни. Это отличие отражается в убранстве дома, в некоторых его элементах.

Отмечает социальный "рабочий" статус хозяйки и наличие в доме комнатных цветов. Поначалу для нас цветы были загадкой, поскольку этот элемент - исключительно декоративный - попадался на первый взгляд случайно в таких же домах (не колхозных). Ситуация прояснилась, когда мы вспомнили интерьер администрации: комната, в которой работают три женщины, оказалась заполнена цветами до отказа. Видимо, эта черта тоже указывает на статус и привилась только в определенных жилищах: дом обустраивался также, как и работа (администрацию в этом случае вполне можно считать авторитетом).

Эта выявленная закономерность оказалось верна только для Киснемы. В других районах (например, в Ухтоме) может быть предложена другая интерпретация. В д. Маэкса Белозерского р-на Нина Васильевна Афоничева утверждает, что герань стоит на окнах у вдов.

Среди только декоративных предметов следует особо отметить рукоделие - вышитые, тканые или вязаные вещи. Они демонстрируются как большая ценность, особенно в этом ряду выделяются вышитые скатерти или полотенца. Полотенце осознается как предмет, оформляющий ритуальные отношения и редко играет роль украшения. Чаще всего оно достается из дальнего угла или упоминается во время рассказа о свадебном обряде. Тогда хозяйка показывает то самое полотенце, которое ей досталось от матери, а той - от ее матери по наследству, после свадьбы.

Из индустриального текстиля особенно выделяются ковры, которые украшают дом наряду с самодельными. Репертуар этих ковров, как ни странно, достаточно однообразен. Часто встречаются настенные ковры со сложным орнаментом, но предпочтение явно отдается сюжетным изображениям. Наше внимание привлек ковер с уже возникавшим сюжетом "Три богатыря", висевший в трех разных домах в Ухтоме. Не менее часто попадаются различные ковры с оленями. Происхождение сюжета непонятно. Видимо, в распространении этого сюжета следует обвинять нашу текстильную промышленность, поскольку ковры с оленями висят и на многих дачах жителей нашего города. Несомненно только, что новшество пришлось по вкусам жителям различных частей нашей страны.

Мы уже отмечали, что набор и расположение предметов в доме определяются социальной ролью его хозяев. Но можно проследить и обратную зависимость: роль предметов меняется в зависимости со статусом их хозяина. Например, игрушки в доме с большим количеством детей не вызывают у нас особого удивления, а в жилище одинокого пожилого человека выглядят странно. Люди разного возраста, у которых по разным причинам не было детей, покупают или делают игрушки, которые заполняют дом (кладутся на диваны, на зеркала, между окнами). С ними никто не играет, но хозяин обычно о них заботится. Для чего это делается - непонятно.

В одном из домов в Ухтоме игрушки стоят между окнами и смотрят на улицу. Хозяйка дома не знает, зачем так сделано, приезжала невестка и поставила так.

В поле зрения человека, вошедшего в деревенский дом, попадает множество различных предметов, описать их все в коротком докладе практически невозможно, поэтому наметим только основные выделенные нами закономерности.

  1. Предметы интерьера указывают на статус хозяина дома: на его уровень жизни, пол, возраст, социальное положение и отношение с другими жителями деревни;
  2. эстетические предпочтения в большей степени определяются не личным вкусом, а традицией, существующей в данной местности;
  3. стоит отметить красный угол как особое место, предназначенное для коммуникации с миром во всем его объеме.