<<  Крестьянская магия

Кабала

<...>
Ну, в общем, я уголь так...
<Берете уголь?>
Начеркаю я чего вот эдак, вот тутока поло́жу и черкаю:"Раба божия Анна,встаю не благословясь, выхожу не перекрестясь, не из дверей в двери, не из ворот в ворота в дремучий лес, в дремучем лесу - царь лесной, царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я!" А там ведь другие и человеков отмахивают...Дак это пишу, да кидают, дак "приходи скоряя". Вот это-то и пишешь, всё, больше ничего.
<...>

ФА ПЦ DV07_Vol-Verch_001
Вологодская обл., Верховажский р-н, Шелотский с/с;
исп. А.Д.З. (1913 г.р.);
зап. Степанов А.В., Хон О.Г.
(16.08.2007)

 

Комментарий:

Написание "кабалы" является магическим приемом, служащим для нахождения потерявшегося в лесу скота или человека, а, точнее, - для вызволения их из власти лешего. «Кабалa» представляет собой кусок бересты (реже бумаги) с начертанными на нем углем псевдознаками («каракулями» либо крестами) или «матюгами». Адресатом данного послания является леший, черт, нечистая сила. Написание «кабалы» находится исключительно в ведении «знающих». Как правило, «кабалу» пишут возле печи справа налево левой рукой, но возможен, как в данном случае, и вариант написания правой рукой. Готовую «кабалу» "знающая" отдает заказчику магического акта: родственнику потерявшегося человека, хозяину скотины либо пастуху.Зафиксировано несколько вариантов действий с «кабалой».
  1. «кабалу» относят в лес или в поскотину, где, встав в воротах, бросают ее левой рукой через левое плечо (либо вниз-назад) по ветру – «наопашку» ("левухой на опакишу");
  2. делают то же самое на росстани (перекрестке) дорог;
  3. делают то же самое в воротах, ведущих со двора на улицу;
  4. втыкают «кабалу» в расщеп небольшой ели или березы (для чего сами расщепляют верхушку дерева); 5) прислоняют к стволу ели там, где виден след животного и пр.
Манипуляции с «кабалой» окружены целым рядом предписаний и запретов, нарушение которых влечет за собой недейственность магического акта. Нельзя ни в коем случае заглядывать в «документ». Нельзя ни креститься, ни молиться. Перед выходом следует переодеть одежду на левую сторону и обувь с ноги на ногу. Когда идешь с «кабалой», запрещено оглядываться, желательно никого не встречать на пути (для чего стараются идти либо рано утром, либо поздно вечером). Если же это случилось, то надо либо спрятаться, либо не разговаривать со встречным, или же, в крайнем случае, заговорить первым. Необходимо также правильно бросить «кабалу».

До написания «кабалы» потерявшаяся скотина либо не дается в руки ищущим либо не видна для них. После совершения акта скот (человек) чаще всего выходит сам: либо приходит в деревню, либо появляется там, где его видели перед потерей. - Степанов А.В.]

[о "кабале" см. в данном проекте: А.В. Степанов, А.Ю. Сайфиева "Леший-черт, отдай мою животину" (Исследование демонологии Сямженского района Вологодской области); А.В. Степанов "Левухой на опакишу" (Материалы по знахарству Вологодской области)